Psychological and pedagogical support for students in the context of digitalization of the educational environment: analysis of the current state
Table of contents
Share
QR
Metrics
Psychological and pedagogical support for students in the context of digitalization of the educational environment: analysis of the current state
Annotation
PII
S181570410020596-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Julia Matrosova 
Occupation: Associate Professor at the Department of Theory and History
Affiliation: Pedagogy of the Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Svetlana Pisareva
Occupation: Head of the Department, Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy, Director
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Alla Tryapitsyna
Occupation: Director
Affiliation: Institute of Pedagogical Problems of Education Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Alexander Tryapitsyn
Occupation: Professor at the Department of Upbringing and Socialization
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
17-29
Abstract

Digitalization of education has led to the need to develop new means of psychological and pedagogical support for modern schoolchildren, focused on the formation of key competencies in demand in a rapidly changing world. In order to identify teachers' ideas about the problems of schoolchildren and the means used to support primary school students (grades 5-8), a survey of teachers was conducted at the first stage of the study. The total sample consisted of 788 respondents and is represented by teachers with different work experience in the general education system; with different levels of education; teaching subjects that cover all subject areas. The collected empirical material is systematized using the methods of factor analysis and discourse analysis. As a result of the study, the state of the real practice of psychological and pedagogical support of students in modern schools of megalopolis and rural areas with different levels of digitalization of the educational environment is characterized; groups of problems of adolescents are systematized, which, according to the respondents, have a significant impact on their development in the conditions of digitalization of general education; it is found that teachers identify problem-solving tools and means of supporting schoolchildren in the process of solving them.The results obtained confirm the importance of the implementation of psychological and pedagogical support as the most important pedagogical means of professional activity of a teacher in the conditions of digitalization of education; they are of practical importance for the actualization of humanistic interaction between a teacher and a student in the process of joint search for solutions to problems significant for a student in a digital educational environment.

Keywords
Problems of modern adolescents, means of psychological and pedagogical support, digitalization of education, teacher
Acknowledgment
The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research under the research project "Transformation of psychological and pedagogical support for student development in the conditions of digitalization of educational environment" (19-29-14029).
Received
08.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
179
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. Социально-педагогическая действительность XXI века столкнулась с неожиданными новыми вызовами, которые обозначили переход от устойчивого предсказуемого мира к миру изменчивому, неопределенному, неизмеримо более сложному. Один из таких вызовов связан с цифровизацией образования, которая ориентирована не только на обеспечение доступности учебной информации и оперативности коммуникации, но и на формирование востребованных социальных навыков и навыков саморазвития.
2 В этих условиях современное школьное образование обретает новые смыслы, которые связаны с содействием самоопределению ученика, и актуализирует проблему психолого-педагогической поддержки школьника. С одной стороны, сегодняшние школьники – представители нового поколения, способные мыслить смело и независимо, демонстрировать свои взгляды и ценности, умеющие быстро решать текущие задачи, устанавливать многочисленные контакты и расширять сферу своего общения. С другой стороны, именно школа является существенной «зоной проблемной озабоченности» для подростков; перестает быть значимым фактором формирования умения самостоятельно работать и решать волнующие их экзистенциальные проблемы [1]. В процессе школьного образования учитель сталкивается со сложным, противоречивым и в то же время незащищенным внутренним миром школьников, для которых оказывается принципиально, а иногда и жизненно важно, живое общение со значимым взрослым, каким и должен являться учитель.
3 Недостаточная сформированность у современных школьников умения критически анализировать информацию, определять её ценностную значимость, взаимодействовать с учителем в процессе поиска решения жизненно важных проблем, а также переход взаимодействия учитель-ученик в онлайн-формат обусловливают объективную потребность в трансформации известных и поиске новых средств педагогической поддержки ученика.
4 Обзор литературы. Анализ современных работ, посвященных различным аспектам изменения профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования, в контексте рассматриваемой в статье проблемы позволяет сгруппировать направления анализа следующим образом:
  • цифровизация образования;
  • трансформация общего образования в современных условиях;
  • психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных образовательных средах.
5 Кратко охарактеризуем результаты проведенного анализа.
6 Цифровизация образования – качественно новый этап информатизации образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, связанный с применением цифровых технологий как сквозных технологий наукоемкого высокотехнологичного производства. Цифровизация образования детерминирует кардинальную смену образовательной парадигмы – переход к персонализации обучения. При этом исследователи подчеркивают, что цифровизация образования связана с рядом проблемных и кризисных аспектов развития личности: социальной адаптацией личности в цифровой среде, изменением инфраструктуры и инструментария образовательной деятельности, увеличением проявлений девиантного и аддиктивного поведения подростков в цифровой среде.
7 В современных исследованиях идет активный поиск накопления эмпирического материала для осмысления современных стратегий цифровизации образования в быстро меняющемся мире. В частности, раскрыты новые возможности цифровой образовательной среды (Е.В. Устюжанинова, С.Г. Евсюков [2]), взаимосвязи развития цифровой образовательной среды и становления цифровой школы (Т.И. Канянина, С.Ю. Степанова [3], К.С. Голохваст [4]); охарактеризованы ИКТ-инструменты деятельности педагога (Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова [5]), систематизированы основные направления мировой практики использования мобильных систем в образовательном взаимодействии (Е.С. Заир-Бек [6]); выявлены особенности взаимодействия с «сетевой личностью» (А.А. Орлов [7], А.А. Ахаян [8], К.Н. Поливанова [9]). Проведенные исследования свидетельствуют о возрастающем интересе к педагогическому осмыслению влияния цифровизации образования на развитие личности школьника.
8 Вопросы трансформации образования начали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Первые публикации по данной проблематике можно отнести к первому десятилетию 2000-х годов, когда появились первые работы о трансформации школьного исторического образования. В последние годы в научной периодике начали появляться статьи, раскрывающие проблему трансформации школьных пространств [10], системы школьного образования [11], школьного урока [12], классно-урочной системы (исследование ведется в РГПУ им. А.И. Герцена с 2017 г.).
9 Отдельным предметом, вызывающим интерес исследователей, является психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных условиях реализации образовательных стандартов и развития образовательных сред. В частности, крупный научный проект был выполнен по данной проблематике в Оренбурге [13], в рамках реализации которого проанализированы возможности психологической службы в школе для обеспечения безопасности образовательной среды, разработаны соответствующие практикумы для педагогов и психологов школ. Однако необходимо отметить, что в последние годы проблемы психолого-педагогического сопровождения все больше интересовали исследователей в основном в контексте оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности – либо ограниченные возможности здоровья, либо явно выраженную одарённость. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка «обычных» детей и подростков перешли в исследованиях на второй план [14].
10 Материалы и методы. Важнейшей особенностью современной педагогической науки является «человеческое измерение» науки, гуманистическая ориентация научного поиска, которая становится исходной в определении стратегий исследования. Это обусловливает приоритетный выбор качественных методов исследования педагогической поддержки – включенного наблюдения, анализа устных личных историй, групповых дискуссий, различного вида интервью и др. В то же время выявление типичных проблем современных школьников, требующих педагогической поддержки, предполагает опору на использование «расширенного пространства» данных, которые сейчас принято называть «большими данными» (Big Data).
11 Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8 класс) на поисковом этапе исследования была разработана анкета для педагогов. Пилотная апробация анкеты была проведена в двух школах Санкт-Петербурга, отличающихся реализуемыми программами основного общего образования, характеристиками педагогического состава, особенностями географического расположения. По результатам анализа пилотного анкетирования первичный вариант анкеты был уточнен, создан google-опросник и проведен опрос педагогов школ одного из районов в центре Санкт-Петербурга (394 респондента) и школ всех районов Ленинградской области (394 респондента). Представленную выборку можно считать репрезентативной, поскольку она охватывает все категории и должности педагогических работников школ, реализующих различные образовательные программы – основные общеобразовательные, углубленного изучения предмета, гимназические и лицейские.
12 Разработанная анкета содержала вопросы закрытого, открытого и смешанного типов. Логика развертывания вопросов в анкете позволила:
  • определить представления учителей о ключевых проблемах современных школьников разного возраста (учащихся 5-7 и 8-9 классов);
  • оценить объективность и актуальность источников, которые используют учителя для получения информации о проблемах подростков;
  • определить средства, применяемые учителями для поддержки учащихся в решении возникающих проблем;
  • проследить изменения в используемых средствах поддержки, вызванные появлением цифровых инструментов образовательной среды;
  • выявить отношение учителей к цифровым средствам поддержки школьников.
13 Анализ результатов google-опроса был ориентирован на проверку исходной гипотезы исследования, которая заключалась в предположении о существенном расширении средств педагогической поддержки в условиях цифровизации образования.
14 Результаты. Полученные в ходе анализа данных опроса результаты позволили охарактеризовать состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды [15].
15 Приведем основные результаты исследования.
16 Во-первых, были выявлены значимые на разных этапах взросления проблемы подростков, обусловленные цифровизацией общего образования. Участникам анкетирования было предложено оценить значимость представленных в закрытом перечне проблем школьников, выявленных в результате теоретического анализа современных исследований, по шкале от 1 до 5 (где 1 – менее значимая, 5 – наиболее значимая). Пятибалльная шкала была выбрана потому, что она интуитивно понятна любому педагогу и не требует дополнительных пояснений. Детальный анализ полученных ответов позволяет сделать выводы о ключевых в представлении учителей проблемах школьников разного возраста.
17

Рис. 1. Оценка педагогами актуальности проблем, испытываемых учащимися 5-7 классов

18

На рис. 1 обозначены группы проблем, значимость которых оценивали педагоги в процессе опроса. Как видно из диаграммы, мнения педагогов школ мегаполиса и сельского региона в целом сопоставимы. Наиболее актуальными для учащихся 5-7 классов, по оценке респондентов, являются четыре группы проблем – личностно-эмоциональные (средний балл 3,6 для городских школ и 3,5 для школ области); коммуникации и поведения (средний балл 3,6 для городских школ и 3,4 для школ области); освоения предметного содержания (средний балл 3,5 для городских школ и 3,4 для школ области) и психосоматического здоровья в цифровой среде (средний балл 3,4 для городских школ и 3,3 для школ области).

19 Первые три группы проблем являются традиционными для учащихся 5-7 классов. Условия дистанционного обучения оказали существенное влияние на восприятие учителями проблемы психосоматического здоровья в цифровой среде как значимой для современных подростков. Доступность цифровых технологий и интернет-ресурсов имеет известный побочный эффект – все большее количество детей, особенно подростков, становятся зависимыми пользователями. Сегодня появляются такие выражения, как «bingewatch» («смотреть запоем»), «hyper-connected» («гиперподключенный»), «экстремальные интернет-пользователи» (extremeusers). По данным Лаборатории Касперского, российские подростки проводят больше времени в сети, чем подростки из других стран [16]. Подростки, часто использующие интернет-ресурсы, испытывают чувство одиночества, становятся жертвами травли. Неограниченное использование Интернета является сигналом их психосоматической уязвимости и потребности в поддержке. Группы проблем, с которыми сталкиваются школьники, – информационной безопасности (средний балл 3,2 для городских школ и 2,6 для школ области), информационной культуры (средний балл 3,3 для городских школ и 3,1 для школ области), профессионального самоопределения в цифровой среде (средний балл 3,2 в городских школах и 2,9 в школах Ленинградской области) – оказались, по мнению педагогов, наименее значимыми для данного возрастного периода.
20 Проведенный анализ результатов опроса позволил проследить, как, по мнению учителей, изменяются ключевые проблемы школьников к 8-9-м классам.
21

22 Рис. 2. Оценка педагогами актуальности проблем, испытываемых учащимися 8-9 классов
23 В представлении учителей у подростков 8-9 классов нет малозначимых проблем. Большинство участников исследования определили все предлагаемые в анкете проблемы (освоения предметного содержания, коммуникации и поведения, личностно-эмоциональные проблемы, профессионального самоопределения в цифровой среде, информационной культуры и безопасности, психосоматического здоровья в цифровой среде) как проблемы средней, высокой и максимальной значимости. Ключевыми большинство учителей по-прежнему назвали личностно-эмоциональные проблемы школьников (средний балл 3,9 для городских школ и 3,7 для школ области). Причем значимость этих проблем для подростков 8-9 классов, судя по количеству максимальных оценок, данных учителями, возрастает (для учеников 5-7 классов средний балл был ниже).
24 Второй по значимости оказалась проблема освоения предметного содержания (средний балл 3,8 для городских школ и 3,6 школ области). Вероятно, представление учителей о возрастающей значимости проблемы освоения предметного содержания связано с убеждением в том, что к 8-9 классам школьники в большей степени осознают значимость образования, при этом подростки испытывают трудности с грамотным распределением времени и планированием своей деятельности.
25 Третьей по значимости, по оценкам учителей школ Санкт-Петербурга, оказалась проблема коммуникации и поведения (средний балл 3,7); учителя же областных школ указали проблемы профессионального самоопределения (средний балл 3,5) и психосоматического здоровья в цифровой среде (средний балл 3,4).
26 В оценке проблем информационной безопасности и информационной культуры значительных расхождений не наблюдается – они завершают перечень значимых, по мнению педагогов, проблем школьников, но в то же время значимость этих проблем возрастает в 8-9 классах по сравнению с 5-7 классами.
27

28 Рис. 3. Оценка педагогами актуальности проблем информационной культуры и информационной безопасности у подростков 5-7 и 8-9 классов
29 Следует отметить, что педагоги недооценивают остроту проблемы информационной безопасности школьников, в то время как «детская аудитория российского Интернета насчитывает 8-10 млн. пользователей до 14 лет – это около половины всех детей, проживающих в Российской Федерации. При этом около 40% детей, регулярно посещающих Сеть, просматривают интернет-сайты с агрессивным и нелегальным контентом, подвергаются киберпреследованиям и виртуальным домогательствам» [17].
30 Таким образом, ключевыми проблемами школьников 8-9 классов, по представлениям педагогов, являются личностно-эмоциональные проблемы (занимающие первое место и у учащихся 5-7 классов), освоения предметного содержания, а также проблемы профессионального самоопределения в цифровой среде и коммуникации и поведения.
31 Зафиксировано расширение традиционных средств поддержки учащихся новыми ресурсами цифровой образовательной среды. Основные изменения связаны с тем, что учителя стали гораздо чаще использовать электронную почту, сетевые службы обмена сообщениями, лидером среди которых является WhatsApp, социальные сети и средства онлайн-взаимодействия для организации образовательного процесса.
32 Установлено, что выбор учителем методов и средств поддержки практически не зависит от проблемы, с которой столкнулись ученики, и не зависит от возраста ученика. Полученные данные значимо не отличаются в ответах педагогов мегаполиса и сельского региона.
33 Для осуществления педагогической поддержки учеников в решении проблемы освоения предметного содержания, которая, по мнению учителей, является достаточно значимой для всех школьников, учителя используют, как правило, привычные и известные средства. Среди самых популярных средств можно отметить следующие: индивидуальные консультации, дополнительные занятия, беседы и использование Интернет-ресурсов и образовательных платформ (см. таблицу 1).
34 Таблица 1
35 Средства педагогической поддержки учащихся
36
Категории проблем Используемые средства поддержки
Освоения предметного содержания консультации, дополнительные занятия, Интернет-ресурсы, беседа, не использую
Коммуникации и поведения беседа, тренинги, ролевые игры
Личностно-эмоциональные проблемы школьников беседа, тренинги, индивидуальные консультации
Профессионального самоопределения в цифровой среде беседа, классный час, участие в проектной деятельности, не использую
Информационной безопасности беседа, консультация, не использую
Информационной культуры беседа, классный час, не использую
Психосоматического здоровья в цифровой среде беседа, консультации, не использую
37 Основным средством, которое используют учителя, если школьники сталкиваются с рассматриваемой проблемой, являются консультации. Это средство поддержки указали около 30% всех опрошенных. Важно отметить, что за последнее время, когда все школы осуществляли дистанционное обучение, учителя, судя по их ответам, смогли организовать консультационную поддержку онлайн с использованием платформы Zoom, о чем свидетельствуют довольно частые упоминания учителями онлайн-консультаций.
38 Весьма популярным среди используемых учителями средств, является метод беседы. Более 25% указали данный метод как средство поддержки школьников в решении проблемы освоения предметного содержания.
39 Достаточно востребованным средством поддержки школьников в решении проблемы освоения предметного содержания являются сегодня разнообразные Интернет-ресурсы, среди которых назывались образовательные платформы, учебные порталы, тематические сайты с готовыми видео-уроками, онлайн-квесты, использование skysmart, googlforms и т.п. – около 20% отметили данные средства как часто используемые.
40 Ведущими средствами педагогической поддержки школьников в решении проблемы коммуникации и поведения учителя назвали беседы (около 30%), тренинги и ролевые игры (13%).
41 Остальные варианты средств педагогической поддержки школьников в решении данной проблемы, указанные учителями, являются достаточно редкими (их указывали около 5%). Учителя отмечали как весьма действенные традиционные способы (организация экскурсий, совместных мероприятий, включение в коллективно-творческую деятельность, личные поручения, собственный пример учителя), так и новые, вызванные современными условиями цифровизации (организация чатов, групп в социальных сетях).
42 Выявлены представления педагогов о положительных и отрицательных характеристиках использования цифровых инструментов поддержки учащихся. Положительные – позволяют сократить сроки оказания поддержки; дают возможность оказания поддержки и получения оперативной обратной связи в любое время; позволяют быстро реагировать на ситуацию и решать проблему «здесь и сейчас»; расширяют доступ к практически неограниченному количеству вариативных цифровых учебных и методических материалов; позволяют более эффективно организовать индивидуальную работу с учениками. Отрицательные стороны, по мнению педагогов, связаны с тем, что цифровой инструментарий не может заменить живого общения; обусловливает необходимость освоения учителями новых профессиональных ролей – тьютора, куратора, к которым многие педагоги не готовы.
43 На основе обобщения результатов анализа данных анкетирования в исследовании сделан вывод о том, что в условиях развития цифровизации образования происходит трансформация средств педагогической поддержки, применяемых с целью организации сетевой образовательной коммуникации, непосредственного и опосредованного управления действиями субъектов образования в цифровой среде.
44 Важным результатом исследования является обнаруженная проблема недостаточного понимания учителями сущности педагогической поддержки. Как известно, педагогическая поддержка ученика ориентирована на реализацию функции содействия образованию школьника, которая состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования. Однако большинство учителей не видят разницы между средствами решения самой проблемы и средствами поддержки школьников в ее решении. Педагогическая поддержка предполагает совместный с учеником поиск лучшего способа пути решения проблем и устранения препятствий. Лишь в некоторых ответах учителей содержатся такие высказывания, как «работаем вместе с ребенком над проблемой», «провожу беседы-интервью закрытого и открытого типа, использую «личностные» опросники с целью выявления трудностей и причин затруднения», «ориентирую внимание на имеющиеся пробелы в знаниях, акцентирую внимание на достижениях ученика, поддерживаю положительные эмоции». Но подобных ответов педагогов чрезвычайно мало.
45 Обсуждение и заключение. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что в условиях цифровизации образования наиболее значимыми для учащихся 5-8 классов, по мнению учителей, являются личностно-эмоциональные проблемы, а также проблемы коммуникации и поведения, освоения предметного содержания и самоопределения в цифровой среде. Значимость этих проблем для подростков 8-9 классов возрастает. Данные результаты подтверждают необходимость ориентации школы на поддержку средствами образования процесса самоопределения подростка – личностного, социального, профессионального. Для уточнения этого вывода необходимо исследование «проблемных зон» подростков, что позволит сопоставить представления школьников и учителей о волнующих учащихся проблемах и, следовательно, уточнить сущность педагогической поддержки в меняющихся условиях жизни.
46 Анализ используемых средств поддержки позволяет утверждать, что цифровизация образования, развитие информационно-образовательной среды школ оказали определенное влияние на расширение арсенала средств поддержки. При этом, по мнению учителей, «цифровые» средства реализации поддержки оказываются наиболее продуктивными при совместном решении проблем освоения предметного содержания и профессионального самоопределения. Полученные результаты дополняют данные о готовности педагогов к цифровому наставничеству характеристикой факторов, которые оказывают влияние на использование педагогами цифровых инструментов психолого-педагогической поддержки учащихся [18, 19].
47 Проведенное исследование позволяет предположить, что «цифровые» средства поддержки решения значимых для подростков личностно-эмоциональных, коммуникационных и поведенческих проблем имеют определенные границы применимости, в частности они более продуктивны на этапе выявления проблем, расширяя источники получения учителем информации об учениках. Можно предположить, что дальнейшего исследования и разработки требуют вопросы качественной диагностики самоопределения ученика с использованием цифровых инструментов педагогической деятельности. Правомерно также предположить, что в настоящее время технологический подход к пониманию цифровизации образования в определенной степени обусловил снижение внимания педагогов к традиционному для отечественной философско-педагогической мысли и культурно-образовательной практики антрополого-аксиологическому подходу, о чем свидетельствуют высказывания учителей.
48 Полученные результаты исследования позволяют уточнить дальнейший ход исследования и конкретизировать исследовательский инструментарий характеристики трансформации средств педагогической поддержки.

References

1. Berestovitskaya S. Eh. Sodejstvie shkoly mirovozzrencheskomu samoopredeleniyu starsheklassnikov: dis. … d-ra ped. nauk. SPb., 2018.48 s.

2. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. Tsifrovizatsiya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy // Vestnik Rossijskogo ehkonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. 2018. №1 (97). S. 3-12.

3. Kanyanina T. I., Stepanova S. Yu. Razvitie tsifrovoj obrazovatel'noj sredy kak faktor stanovleniya tsifrovoj shkoly // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019. № 2. S. 12-18.

4. Virtual'naya real'nost' kak komponent virtual'noj sredy obucheniya / K. S. Golokhvast [i dr.] // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2019. № 191. S. 32-44.

5. Noskova T. N., Pavlova T. B., Yakovleva O.V. IKT-instrumenty professional'noj deyatel'nosti pedagoga: sravnitel'nyj analiz rossijskogo i evropejskogo opyta // Integratsiya obrazovaniya. 2018. T. 22, № 1 (90). S. 25-45.

6. Zair-Bek E. S. Mirovaya praktika ispol'zovaniya mobil'nykh sistem v obrazovatel'nom vzaimodejstvii // Setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie v podgotovke pedagoga informatsionnogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Vladivostok, 25-26 oktyabrya 2019 g. /otv. red. A. N. Sazonova. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. federal. un-ta, 2019. S. 16-26.

7. Orlov A. A., Orlova L. A. Kharakteristika «setevoj lichnosti» kak innovatsiya v strukture soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogika. 2018. №7. S.12-22.

8. Akhayan A. A. Podgotovka pedagoga k obrazovatel'nomu vzaimodejstviyu v tsifrovuyu ehpokhu // Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sbornik statej VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. SPb., 2019. S. 19-22.

9. Polivanova K. N. Analiz kommunikatsii v shkol'nykh internet-soobschestvakh v sotsial'noj seti VKontakte // Kul'turno-istoricheskij podkhod v sovremennoj psikhologii razvitiya: dostizheniya, problemy, perspektivy: sbornik tezisov shestoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po psikhologii razvitiya. 2018. S. 174-177.

10. Ivanova E. V., Nikitaeva M. V. Transformatsiya shkol'nykh prostranstv v usloviyakh realizatsii FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya. M.:UTs «Perspektiva».2015.44 s.

11. Transformatsiya sistemy shkol'nogo obrazovaniya v Rossii / K. S. Gordeev [i dr.] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2018. № 8 (88). S. 21.

12. Makarova N. S. Transformatsiya shkol'nogo uroka v usloviyakh izmenenij v obrazovanii // Chelovek i obschestvo v nestabil'nom mire: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii /otv. red. G. I. Tyumentseva. Omskij gos.ped un-t. 2019. S. 109-113.

13. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'noj sredy v usloviyakh vnedreniya novykh obrazovatel'nykh standartov: monografiya / I. S. Yakimanskaya [i dr.]. Orenburg: Orenburgskij gos. un-t, 2015.142 s.

14. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Sokolova N. A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti sovremennogo podrostka // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 5. S. 267-284.

15. Podderzhka uchenika v obrazovanii. Kniga 2. Sovremennoe sostoyanie psikhologo-pedagogicheskoj podderzhki uchenika v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'noj sredy: kollektivnaya monografiya / I. M. Bogdanovskaya [i dr.]; pod red. S. A. Pisarevoj, A. P. Tryapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2021. 192 s.

16. Blagopoluchie detej v tsifrovuyu ehpokhu: doklad k XX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii po problemam razvitiya ehkonomiki i obschestva. Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / A. A. Bochaver [i dr.]. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki». M.: Izd. Dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. 286 s.

17. Mironova S. M., Simonova S. S. Zaschita prav i svobod nesovershennoletnikh v tsifrovom prostranstve // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2020. T. 14, № 2. S. 234-241.

18. Boronenko T. A., Fedotova V. S. Tsifrovoe nastavnichestvo: gotovy li uchitelya uchastvovat' v formirovanii tsifrovoj gramotnosti shkol'nikov? // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 4 (115). S. 33-44.

19. Time spent on web page as an indicator of interest / Benko L. et al. // DIVAI 2020. 13th International Scientific Conference on Distance Learning in Applied Informatics. 2020. P. 489-499.

Comments

No posts found

Write a review
Translate