Pedagogical system of consolidation of cadet study groups and formation of favourable psychological climate in them
Table of contents
Share
QR
Metrics
Pedagogical system of consolidation of cadet study groups and formation of favourable psychological climate in them
Annotation
PII
S181570410020614-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lilia Rezinkina 
Affiliation: St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
78-85
Abstract

The article is devoted to the issues of consolidation of heterogeneous cadet training groups and the formation of a favorable psychological climate in them. The necessity of developing collectivist relations among cadets in order to increase the effectiveness of their educational activities, foster feelings of mutual assistance and responsibility is considered and justified. The article presents the definition of the cadet training team as a heterogeneous community in terms of characteristics, reveals the psychological structure of the training team, including the components of consolidation, favorable psychological climate, high performance of educational activities and conditions for the development of each cadet. The pedagogical system of consolidation of educational groups of cadets is characterized, considering various contingents of students as subjects, which in this context represent precisely heterogeneous groups, distinguished by one of the characteristics (giftedness, dependent behavior, special educational needs, etc.). The importance of building this system at the initial stage of the formation of the team is emphasized, when with the help of diagnostic tools it is possible to see and understand how the cadet evaluates himself as a person, to build the process of his adaptation and entry into the cadet corps training group.

Keywords
cadets, psychological structure of the collective, collectivist relations, educational team, consolidation, favorable psychological climate, pedagogical system
Received
09.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
185
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. Актуальность темы определяется проблемой формирования сплоченных кадетских групп из гетерогенного сообщества подростков, стоящих на пути личностного и профессионального самоопределения, что позволяет педагогически воздействовать на них, мотивируя на правильный выбор в определении своего дальнейшего жизненного пути. С этой целью рассмотрена и обоснована возможность развития коллективистских отношений у кадет для повышения результативности их учебной деятельности, воспитания чувств взаимовыручки и ответственности. Этому процессу в значительной мере способствуют особенности возрастного периода кадет, такие как потребность в общении со сверстниками, желание проявить себя в коллективе, стремление осознать групповую принадлежность. Данные особенности подросткового возраста рассматривались многими учеными-педагогами, в частности Д.И. Фельдштейном, охарактеризовавшим ведущую потребность подросткового возраста – социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, дающую возможность подростку реализовать себя в социально значимых делах, обеспечивающую его признание и разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками, расширяющую пространство социальных интересов личности, формирующую ее общественно полезную направленность [1].
2 В интересах исследования рассмотрены особенности учебной группы и выделены следующие признаки: гетерогенность учебных групп кадет, постоянное нахождение «на людях» (пребывание с товарищами во время учебы, отдыха, спорта и т.д.), зависимость личных эмоций членов группы, желаний и переживаний от психологического климата в учебной группе, связь результата учебной группы от вклада каждого обучающегося, совмещение учебы и внеучебной деятельности и др. [2].
3 С учетом представленных особенностей определено, что цель исследования – построение педагогической системы формирования высокого уровня сплоченности учебного коллектива с благоприятным психологическим климатом, способствующим повышению результативности учебной деятельности в группе.
4 Методы исследования. Работа опирается как на классические разработки в области психологии, педагогики и военной педагогики, позволяющие транслировать и адаптировать научные достижения к современным цифровым тенденциям в изучении коллективов. Исследования ученых С.Е. Поддубного, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Ю.Г. Сулимова и др. способствовали обогащению статьи дополнительными психологическими аспектами. Научные труды А.С. Макаренко, А.Н. Моргаевской, Н.Н. Обозова, Р.А. Печерицы и др. ученых-педагогов позволили раскрыть проблему сплоченности коллектива с разных точек зрения.
5 Вопросы исследования, имеющие основательную теоретическую и экспериментальную базу, представляют опору для практической деятельности преподавателей довузовских военных образовательных организаций при разработке внеклассных мероприятий.
6 Результаты исследования. Проанализированы педагогические и психологические исследования, в которых представлены разные подходы к изучению эффективности деятельности разнообразных коллективов (учебных, трудовых, служебных и др.).
7 В ходе теоретического анализа первоисточников по исследуемой проблеме установлено, что сплочённость учебного коллектива включает в себя такой компонент, как сработанность членов учебной группы. Например, В. А. Губин, С. А. Петрук, С. С. Петрук при оценке эффективности групповой деятельности определяют результат этой деятельности через понятие: «Сработанность – эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимально возможной продуктивностью (в совместной работе) при минимальных эмоционально-энергетических затратах (на деятельность и взаимодействие) на фоне достаточной субъективной удовлетворённости (ближе к средней» [3].
8 В данном контексте определяют понятие «сплоченности» и ряд других ученых. Например, С.Е. Поддубный отмечает, что: «…при исследовании малых групп выявлены два вида совместимости: эргатическая совместимость – совместимость в сфере делового, профессионального взаимодействия (т.е. сработанность) и рекреационная совместимость – совместимость в сфере неформального взаимодействия» [4].
9 Н.Н. Обозов и группа ученых выявили взаимосвязь, характеризующую сформированность коллективных взаимоотношений. По их мнению, чем эффективней осуществляется совместная деятельность, тем комфортнее взаимоотношения между субъектами. Работает и обратная связь – при более высоком уровне благоприятности неформальных отношений в коллективе растет и его функциональность, направленная на достижение поставленных целей. Данные исследования проводились в двух направлениях: «от деятельности к взаимоотношениям» и «от взаимоотношений к деятельности». Оценивание качества взаимоотношений измерялось с разных позиций относительно совместной деятельности – во время деятельности и после нее. По мнению Н.Н. Обозова, в первом варианте взаимоотношения между субъектами являются условием эффективности совместной деятельности, во втором – её следствием, то есть стихийно сложившимися в результате совместной деятельности [5].
10 Важным компонентом развития учебного коллектива кадет является благоприятный психологический климат. Он оказывает положительное влияние на взаимоотношения обучающихся и способствует скорейшему сплочению учебной группы, повышая результативность учебной деятельности всей группы [6].
11 Под благоприятным психологическим климатом в учебной группе кадет понимается сложившийся между ними характер взаимоотношений: уважительных и требовательных, дружеских и психологически совместимых, доброжелательных и свободных в выражении своего мнения, которые проявляются в общении и коллективном выполнении задач [7]. Наряду с официальными, в любой учебной группе существуют неофициальные, часто скрытые взаимоотношения. Пересекаясь, данные взаимоотношения формируют уникальные социальные роли в общении.
12 В процессе нахождения в учебном коллективе важно признание кадетом подразделения, в котором он учится: он удовлетворяет значительную часть своих этических потребностей и имеет поддержку со стороны друзей в самореализации и саморазвитии. Установлена зависимость, показывающая, что чем больше потребностей кадет удовлетворяет в учебной группе, тем этот коллектив для него более важен и комфортен [8]. Это влияет на изменение приоритетности целей деятельности – не столько личные, сколько всего учебного коллектива.
13 А.В. Петровский в рамках исследования коллективистских качеств предложил стратометрическую концепцию коллектива. Ученый описал поверхностный, внешний слой (страту) межличностных отношений, «…где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы» [9, с. 210]. Именно такой слой (страта) межличностных отношений в гетерогенной учебной группе кадет формирует психологический климат.
14 Данные выводы совпадают с теорией личностных свойств, разработанной С.Л. Рубинштейном, который выделяет в личности «…те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик». Ученый подчеркивает, что «психологические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни» [10, с. 513-514].
15 Кадеты – очень молодые люди, у которых формирование личности еще не завершено. При взаимодействии друг с другом у обучающихся развиваются взаимоотношения, формируются направленность, черты характера, развиваются коллективистские качества. В дальнейшем качества личности могут изменяться в зависимости от ситуации, но для развития учебных коллективов важны устойчивые личностные качества, проявление которых не будет ситуативным. К таким качествам относятся дружба, уважение, желание помочь, поддержать, умение ставить коллективные интересы выше личных, направленность на достижение коллективной цели и др. [11].
16 Данные качества всегда считались приоритетными при воспитании будущих военных офицеров. Содержание общих целей обучения и воспитания кадет в учебном подразделении отвечает требованиям развития профессиональной направленности групповой деятельности, при этом обучающиеся являются носителями общественно значимых целей и этических норм высокой морали [12].
17 Исследование позволило определить характеристику учебной группы с высоким уровнем развития сплоченности. Назовем признаки такой группы. Одним из них является принятие единых правил руководства и поведения кадет. Поведению субъектов в таких группах присущ оптимальный и обоснованный выбор конструктивной тактики поведения в конфликтных ситуациях, доброжелательное и интенсивное общение между участниками учебной группы, выработка коллегиального стиля решения учебных, служебных и спортивных задач. В данных учебных подразделениях отмечается высокий уровень доверия, взаимопонимания и взаимной поддержки, эмоционально-волевого и организационного единства.
18 Эффективным инструментом для решения задачи развития учебных групп кадет до стадии коллектива в целях повышения эффективности их учебной деятельности можно рассматривать педагогическую систему сплочения учебной группы, включающую в себя следующие компоненты:
  1. Цель – развитие учебной группы до стадии коллектива.
  2. Задачи: диагностировать межличностные отношения в течение всего периода обучения кадет с целью своевременной их коррекции в случае необходимости, выявить лидера и определить его тип (положительный, отрицательный), сформировать в группе благоприятный психологический климат, создать условия для развития каждого кадета, обеспечивающие ответственное отношение к порученному делу, разработать технологию сплочения коллектива.
  3. Принципы педагогической деятельности: научность, гуманизм, опора на положительное в учебной группе и личности кадета, выбор воспитательных мероприятий в зависимости от стадии развития учебной группы, воспитание коллективистских качеств кадет. Принцип научности в контекстном содержании выстраивает деятельность педагога с опорой на современные достижения науки и техники, особенно в военной сфере, обозначает и раскрывает направления дальнейшего обучения в военном вузе. Принцип гуманизма является особо актуальным в педагогической системе сплочения учебных групп кадет, ставя признание ценности каждого кадета в основу всего образовательного процесса и не позволяя нарушить его права на свободу, личностное развитие и самореализацию. Принцип опоры на положительное в учебной группе и личности кадета позволяет исследовать особенности каждого субъекта, выявить все взаимосвязи и взаимодействия внутри коллектива, оценить и укрепить все позитивные качества и характеристики, снизив долю отрицательных взаимоотношений и негативного влияния. Принцип выбора воспитательных мероприятий в зависимости от стадии развития учебной группы оптимизирует структуру и содержание проводимого педагогического воздействия в зависимости от уровня сформированных взаимоотношений в гетерогенном коллективе, усиливая влияние на западающие звенья, например, тренинги по развитию доверия, взаимопонимания и взаимной поддержки и др. Принцип воспитания коллективистских качеств кадета обусловлен необходимостью формирования его военной идентичности, соотнесения себя с будущей военной профессией.
  4. Методологический подход - деятельностный. Данный подход определяет процесс деятельности субъекта как инструмент его становления. При выборе в качестве субъекта личности кадета можно говорить о становлении его сознания и его личности в целом. Если рассматриваем учебную группу кадет, то речь идет о становлении коллектива, его сплочении в совместной деятельности.
  5. Технология коллективных творческих дел как ведущая педагогическая технология. Её эффективность была доказана известным советским педагогом А.С. Макаренко, который подчеркивал важность решения коллективных задач, формирования взаимной ответственности каждого участника группы перед своими товарищами и осознания им гордости за достижение общего успеха [13]. Поэтому в образовательном процессе корпуса должна преобладать групповая деятельность, что особенно важно на начальных этапах обучения, когда коллектив еще не сформирован. Данная форма работы создает сильную мотивацию даже для пассивных участников, включая их в решение общей задачи. Особая роль в реализации данной технологии отводится педагогу или воспитателю, который организует процесс групповой деятельности от предварительного этапа до подведения итогов и их осмысления, создает особый благоприятный психологический климат для получения каждым кадетом удовлетворения от собственной роли и вклада в коллективное творческое дело, не забывая об индивидуальных способностях и потребностях воспитанников. Примером таких творческих дел приобщения кадет к традициям корпуса являются участие в Параде Победы, торжественное мероприятие «Посвящение в кадеты», поисковая и волонтерская деятельность и др.
19 Рассмотрим технологию коллективного творческого дела при организации участия кадет в Параде Победы. На предварительном этапе воспитателем проводится лекция или беседа, посвященная истории предстоящего мероприятия. Кадеты знакомятся с традицией участия воспитанников корпуса в Параде Победы, смотрят фильмы, встречаются с ветеранами, рассказывают о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне.
20 Второй этап коллективного планирования посвящен обсуждению требований к участникам парада – подготовка формы, отработка навыков строевого шага, преодоление внешних (погодные условия, ранний подъем и др.) и внутренних (отказ от свободного времени, работа над волевыми и физическими качествами) трудностей.
21 Третий этап является самым длительным и тяжелым для всех членов коллектива. Поэтому воспитателю необходимо создать комфортный микроклимат для поддержки воспитанников на основе формирования их патриотических качеств, сопереживания и преодоления трудностей. В этот период для кадет приводится много примеров из военного времени, рассказывающих о мужестве и подвигах их сверстников – юных героев, солдат, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла.
22 В ходе четвертого этапа происходит непосредственное осуществление коллективного творческого дела, а именно прохождение в строе во время Парада. Очень важен настрой кадет непосредственно перед мероприятием, закрепление чувства коллектива как единого целого, осознание себя частью кадетского сообщества, ощущение гордости за доверенное дело.
23 На пятом этапе кадеты под руководством воспитателя обсуждают проведение коллективного дела, делятся эмоциями и впечатлениями, отмечают достижения свои и товарищей. Именно данный этап играет важную роль в формировании чувства товарищества и коллективизма, так как в подростковый возрастной период эмоциональное сопереживание и взаимоподдержка в ходе рефлексии оказывают значительное влияние на сплоченность коллектива.
24 Шестой этап можно провести через оформление и выражение выводов и итогов предыдущего этапа в виде написания эссе, подготовки презентации или стенгазеты. Хороший результат рефлексии показывает организация в этот период группового проекта по исследованию подвигов юных героев войны.
25 Положительным эффектом применения технологии коллективных дел является сплоченность учебных групп кадет и становление в них благоприятного психологического климата. Кадеты из таких групп показывают более высокие результаты обученности, сформированности профессиональной направленности и ценностных ориентаций.
26 Обсуждение. В ходе исследования педагогической системы сплочения учебных групп кадет и формирования в них благоприятного психологического климата были выявлены и охарактеризованы риски. Один из рисков предполагает наличие в учебной группе ярко выраженного негативного лидера, ставящего под сомнение авторитет педагога или воспитателя, имеющего искаженное мировоззрение, вредные привычки и т.д. К возможным рискам относим неподготовленность определенной части педагогического и воспитательного коллектива к проведению диагностики, интерпретации ее результатов, своевременной коррекции межличностных отношений в коллективе.
27 Выводы. Доказано, что предложенная педагогическая система, целью которой является формирование устойчивого коллектива кадет из разнородного по характеристикам сообщества, имеет значительные возможности для решения поставленных задач. Получены данные о том, что систему необходимо выстроить уже на начальном периоде работы с учебными группами кадет с учетом следующих принципов педагогической деятельности: научность, гуманизм, опора на положительное в учебной группе и личности кадета, выбор воспитательных мероприятий в зависимости от стадии развития учебной группы, воспитание коллективистских качеств кадет. Наиболее эффективной технологией рассматриваемой педагогической системы является технология коллективных творческих дел, носящих специфический контекстный характер. В качестве рекомендуемых дел, обеспечивающих включение кадет в военно-патриотическую коллективную деятельность, предлагаются мероприятия по знакомству с воинскими ритуалами, традициями. Коллективная деятельность профессиональной направленности реализуется в групповых спортивных соревнованиях, выездных мероприятиях на военные учебные базы.

References

1. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti // Izbrannye trudy: v 2 t. T. 1. M.: MPSI, 2005. 568 s.

2. Morgaevskaya A. N. Razvitie teorii kollektiva v otechestvennoj pedagogike: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 2009. 190 s.

3. Gubin V. A., Petruk S. A., Petruk S. S. Individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki obuchayuschikhsya, obuslovlivayuschie sovmestimost' i srabotannost' v uchebnoj gruppe // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noj raboty. 2020. T. 34, № 2. S. 146-155.

4. Poddubnyj S. E. Individual'no-psikhologicheskie faktory sovmestimosti lichnosti i maloj gruppy: dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2001.

5. Obozov N. N. Sovmestimost' i srabatyvaemost' lyudej. SPb.: Oblik, 2000. 130 s.

6. Psikhologicheskaya teoriya kollektiva / pod red. A. V. Petrovskogo. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk SSSR, 1979. 316 s.

7. Zhmakin E. G. Tekhnologiya kollektivno-tvorcheskogo dela (KTD) kak ehffektivnyj sposob formirovaniya kollektiva kadet // Nauka Rossii: tseli i zadachi: sbornik nauchnykh trudov po materialam XXIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Ekaterinburg: L-Zhurnal, 2020. S. 38-41.

8. Pecheritsa R. A. Protsess adaptatsii kadet k usloviyam monogendernogo kollektiva i ego osobennosti // Aktual'nye voprosy pedagogiki: sbornik statej VI Mezhdunarodnoj NPK. Penza: Nauka i Prosveschenie, 2021. S. 105-107.

9. Psikhologicheskaya teoriya kollektiva / pod red. A. V. Petrovskogo. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk SSSR, 1979. 316 s.

10. Rubinshtejn S. L. Osnovy obschej psikhologii. SPb.: Piter, 2022. 713 s.

11. Rodyakina N. A. Splochenie kollektiva pyatiklassnikov kak odno iz uslovij uspeshnoj adaptatsii kadet k obucheniyu v kadetskom uchilische // Universitetskij kompleks kak regional'nyj tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj NPK. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 3534-3539.

12. Sulimov Yu. G. Psikhologicheskie osnovy splocheniya voinskogo kollektiva // Voennaya psikhologiya. 1995. № 2. S. 79.

13. Makarenko A. S. Vystupleniya po voprosam semejnogo vospitaniya // Sochineniya: v 7 t. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1957. 551 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate