Interrelation of socio-psychological characteristics of difficult communication and psychological well-being of pedagogical university students
Table of contents
Share
QR
Metrics
Interrelation of socio-psychological characteristics of difficult communication and psychological well-being of pedagogical university students
Annotation
PII
S181570410020615-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatyana Borodovitsyna 
Occupation: Postgraduate Student of Department of Practical Psychology
Affiliation: Voronezh State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Voronezh
Edition
Pages
86-91
Abstract

The article discusses the approaches of Russian and foreign researchers to the problems of difficult communication and psychological well-being of the personality. Harmonious interpersonal interaction, the absence of conflicts and various barriers in communication between partners is considered the most important determinant of a person's psychological well-being. The purpose of the work was to discover the relationship between the social and psychological characteristics of difficult communication and the components of the psychological well-being of students of psychological, pedagogical and humanitarian faculties using the methods “Social and psychological characteristics of communication” by V.A. Labunskaya, “Scale of psychological well-being” by K. Ryff adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko, as well as Spearman's rank correlation method. As a result of the empirical study, 10 correlations were established between the socio-psychological characteristics of difficult communication and the main components of students’ psychological well-being of the pedagogical university. The data obtained can be used by university teachers in the development of appropriate courses and methodological materials for work with students.

Keywords
difficult communication, expressive–speech difficulties, social–perceptual difficulties, communication conditions, interaction skills, students, psychological well–being of the personality
Received
09.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
159
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. В современной психологической науке человек постоянно изучается как субъект разнообразных видов деятельности. Планомерно осуществляется поиск характеристик активности личности, способствующих достижению позитивных изменений как в ней самой, так и в окружающем мире. Зачастую психологи-исследователи акцентируют свое внимание на изучении факторов, влияющих на продуктивность общения человека и его деятельности в целом. В то же время возникающие при этом сложности остаются малоизученными, несмотря на наличие большого интереса, проявляемого к данной проблеме.
2 Согласно многочисленным данным можно отметить существование специфического феномена затрудненного общения, означающего неналаженное, расстроенное, нарушенное, дискомфортное, неэффективное общение и приводящего к возникновению конфликта. С точки зрения В.Н. Куницыной [1], коммуникативные сложности рождаются в первую очередь в сознании собеседников и проявляются через их переживания. Отечественные авторы отмечают главные причины, приводящие к различным сбоям в процессе общения – это и состояние внутреннего напряжения, и недовольство, и тревога, создающие неблагоприятный эмоциональный фон. А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев подчеркивают субъективную природу психологических трудностей, возникающих в процессе коммуникации [2]. Так называемые «субъективные трудности» неизбежно приводят к объективной картине нарушений – недостижению поставленных целей, неполучению ожидаемого результата, неудовлетворению мотивов. По словам Л.А. Петровской, затрудненное общение главным образом детерминируется спецификой человеческой природы и отношений между людьми [3]. Следует отметить, что общение – это «трудный» процесс социально-психологического характера, в котором ставятся и достигаются конкретные задачи посредством речи партнеров, их умения грамотно взаимодействовать, правильного восприятия друг друга, внешних условий.
3 В работе Б.Д. Парыгина [4] указывается на существование психологических барьеров – устойчивых установок, процессов, свойств, состояний, мешающих человеку открыто проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные потенциальные возможности. Наличие данных личностных образований в определенных ситуациях вызывает сбои в общении. Необходимо учитывать также и социально-перцептивную сферу личности, поскольку неправильное восприятие и понимание людьми друг друга, нестабильная самооценка могут являться причиной появления коммуникативных затруднений.
4 Содержательная классификация трудностей в общении представлена в работе В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Е.Д. Бреуса [5]. По мнению исследователей, они могут быть иметь объективный либо субъективный характер; осознаваться или не осознаваться человеком; возникать в определенных ситуациях или присутствовать постоянно; зависеть от культурных, возрастных особенностей и т.д. Следовательно, по словам И.П. Шкуратовой [6], каждый аспект общения позволяет выделять новые критерии для классификации причин трудностей в общении.
5 Бурные трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, обращают внимание исследователей к проблематике психологического благополучия личности. Теоретическая база для изучения данного феномена была заложена N. Bradburn [10] и E. Diener [11] в 1980-х годах XX века. Согласно мнению ученых, человек достигает состояния благополучия, удовлетворяя свои потребности и тем самым снижая уровень внутреннего напряжения. Спустя некоторое время была опубликована работа C.D. Ryff [12], в которой психологическое благополучие истолковано в более широком значении. Автор выделила шесть основных компонентов благополучия, высокие значения по которым свидетельствуют о компетентности и успешности личности в целом: позитивные отношения с другими людьми, автономия, управление окружением, жизненные цели, самопринятие, личностный рост.
6 Гармоничное межличностное взаимодействие выступает важнейшей детерминантой психологического благополучия человека. В трудах С.А. Водяхи, Я.Л. Коломинского, В.И. Слободчикова говорится о психологическом благополучии субъектов образовательного процесса (как школьников и студентов, так и педагогов). По мнению И.В. Заусенко [8], состояние внутренней гармонии обучающихся во многом определяется низким уровнем их конфликтности. Анализ социально – психологических рисков студентов в процессе межличностного взаимодействия представлен в работе И.В. Арендачук [9].
7 Таким образом, научный интерес вызывает изучение взаимосвязи социально-психологических характеристик затрудненного общения и психологического благополучия студентов педагогического вуза.
8 Цель эмпирического исследования – выявление корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и компонентами психологического благополучия личности обучающихся.
9 Методы. Контингент представлен 136 студентами Воронежского государственного педагогического университета, направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (Дефектологическое) образование»; из них 130 девушек и 6 юношей в возрасте 19-24 года. В исследовании были применены следующие методы: тест-опросники и метод математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена). Методики исследования: «Социально-психологические характеристики затрудненного общения» В.А. Лабунской, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
10 Результаты. Согласно полученным результатам обнаружены отрицательные корреляционные связи между шкалой психологического благополучия «Позитивные отношения с другими людьми» и следующими социально-психологическими характеристиками затрудненного общения: «экспрессивно-речевые трудности», «социально-перцептивные трудности», «трудности при организации взаимодействия», «условия общения».
11 Установлению позитивных доверительных взаимоотношений препятствуют такие проявления партнера, как привычка вести диалог с застывшим, неподвижным лицом; слишком тихая или громкая речь; неуместное использование частых прикосновений во время разговора. Трудности социально-перцептивного характера также оказывают негативное влияние на коммуникативный процесс (когда собеседник не умеет представлять себя на месте другого, неверно истолковывает его намерения и чувства, не обладает проницательностью, относится к людям предвзято). Что касается условий общения, то наибольшее количество студентов отметили такие трудности, как отсутствие настроя на коммуникацию, редкое общение с партнером.
12 Установлено, что трудности, касающиеся отношения партнеров друг к другу, отрицательно коррелируют с такими шкалами психологического благополучия, как «Управление окружением» и «Цели в жизни». В самом деле, проявление собеседником безразличия, подозрительности, неприязни, высокомерия, излишней требовательности, его страх выглядеть смешным в глазах других людей затрудняет контроль внешней деятельности и существенно снижает эффективность управления средой. В данном процессе страдает и чувство направленности жизни – перспективы и убеждения, определяющие смысл бытия. Наряду с этим обнаружено, что желание партнера во что бы то ни стало производить на окружающих благоприятное впечатление, а также его стремление занимать в разговоре позицию подчиненного негативно влияет на процесс коммуникации.
13 Согласно полученным данным, следует отметить отрицательную корреляцию между трудностями, касающимися навыков организации взаимодействия, и шкалой «Позитивные отношения с другими людьми». Данные трудности заключаются в желании партнера больше говорить самому, нежели слушать; привычке перебивать; занимать в общении позицию ведущего, навязывая свое мнение; сконцентрированности на собственных мыслях; неумении вовремя прекращать взаимодействие.
14 Выявлено, что трудности, касающиеся условий общения, отрицательно коррелируют с автономией, управлением окружением, личностным ростом, психологическим благополучием. Данные трудности зачастую обусловлены возрастными, половыми, должностными различиями между партнерами; необходимостью одновременно общаться с группой людей; долгим общением с одним и тем же партнером; отсутствием готовности к коммуникации.
15 Заключение. В результате проведенного эмпирического исследования целесообразно сделать вывод о существовании корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и компонентами психологического благополучия личности студентов педагогического вуза, что подтверждает гипотезу исследования.
16 Следует отметить возможность использования полученных результатов в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития студентов вуза.

References

1. Kunitsyna V.N. Trudnosti mezhlichnostnogo obscheniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb., 1991.

2. Bodalev A.A., Kovalev G.A. Psikhologicheskie trudnosti obscheniya i ikh preodolenie // Pedagogika. 1992. № 5-6.

3. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: sotsial'no-psikhologicheskij trening. M.: Bukinist, 1989. 216 s.

4. Parygin B.D. Sotsial'no-psikhologicheskij bar'er i ego priroda // Filosofiya i sotsial'naya psikhologiya. 1975. Vyp. 3.

5. Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obscheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2001. 288 s.

6. Shkuratova I.P. Motivatsionnaya osnova trudnostej obscheniya // Psikhologicheskie trudnosti obscheniya: diagnostika i korrektsiya: tez. dokl. Vsesoyuzn. konf. Rostov n/D., 1990. S.7-10.

7. Polischuk E.S. Psikhologicheskoe blagopoluchie studencheskoj molodezhi s raznym urovnem rolevoj viktimnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016. T.8, № 1. S. 35-44.

8. Minyurova S.A., Zausenko I.V. Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 94-101.

9. Arendachuk I.V. Sotsial'no-psikhologicheskie riski v zhiznedeyatel'nosti sovremennogo studenta // Psikhologiya i pedagogika na sovremennom ehtape. 2015. № 6. S. 13-18.

10. Bradburn N. The structure of psychological well – being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. 332 p.

11. Diener E. et al. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125 (2). P. 276-302.

12. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P.719-727.

Comments

No posts found

Write a review
Translate