Features of adolescents’ value attitude to military service in various types of cadet educational institutions
Table of contents
Share
QR
Metrics
Features of adolescents’ value attitude to military service in various types of cadet educational institutions
Annotation
PII
S181570410020616-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Inna Petroniuk 
Occupation: Associate professor of the department of theory and methods of continuing professional education
Affiliation: State Autonomous Educational Institution of the Leningrad Region «Leningrad State University named after A.S. Pushkin»
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
92-98
Abstract

The study of the value attitude of citizens to the protection of the Fatherland and military service, as an opportunity for professional self-realization, remains relevant. Currently, cadet schools and cadet classes have appeared in the national education system, which indicates the demand for the experience of cadet education. In this regard, the study of the value attitude of students of cadet schools and classes to military service seems interesting to us. The article presents the results of studying the evaluation-orientation component of the value attitude to military service of cadets of military educational institutions and students of cadet classes of secondary schools using the methodology of subjective assessment of interpersonal relationships. As we have shown, the comparison of indicators of tension, alienation, conflict and aggression in interpersonal relationships in groups of adolescents depends on the type of cadet educational institution.

Keywords
value attitude, interpersonal relations, cadet school, military service, professional self-determination
Received
09.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
155
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. Ценностные отношения находятся в фокусе внимания наук о человеке. Без подробного рассмотрения системы ценностей невозможно полноценное изучение мотивов поведения, процессов самоактуализации, выбора образа жизни, этической позиции, эстетических предпочтений, системы межличностной коммуникации и многого другого.
2 Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе остается актуальным. Вооруженные силы – незаменимый инструмент становления государства, поэтому процесс их совершенствования в современных условиях требует воспитания личности военнослужащих, для которых служба Отечеству на военном поприще имеет особое значение.
3 В различных педагогических концепциях развитию ценностных отношений учащихся уделяется достаточно внимания. Подросток воспринимает мир, взаимодействует с ним, оценивает свои личные качества и получает возможность удовлетворить необходимость самосовершенствования «посредством взрослых людей» [14, с.245]. Взаимодействие подростка с другими людьми, которые являются представителями разных социальных групп, представляет собой социальную систему, в которой происходит процесс становления социальных качеств личности и развитие её системы ценностей.
4 Важная роль в формировании и становлении системы ценностных отношений человека традиционно отводится социально-образовательным институтам. Фундамент личности, основы мировоззрения, базовые социальные установки, многообразные отношения с окружающим миром закладываются в подростковом возрасте и юности, когда проявляется наибольшая сензитивность к развитию профессионально важных качеств военнослужащего [7]. Положение подростка в системе социальных и межличностных отношений определяет ситуацию его развития, систему ожиданий и требований, «идеальную форму развития» [13]. Это возраст, когда интенсивно увеличивается количество и разнообразие видов деятельности, и в результате усложняется социальная ситуация развития. Значимой сферой жизни большинства современных подростков остается их общение и обучение в образовательном учреждении.
5 Результаты изучения особенностей общения подростков в группе, описанные в работах, посвященных групповым процессам, свидетельствуют о влиянии группы сверстников на мотивацию, восприятие, выбор способов решения проблем, поведение, демонстрацию чувств подростка [9]. Влияние группы сверстников на процесс социализации подростка имеет колоссальное значение. При достижении определенного этапа развития подростковый коллектив в условиях образовательной организации начинает функционировать как субъект воспитания, действует общественное мнение, начинают работать традиции коллективной жизни. По справедливому замечанию Н.Ф.Головановой, классные коллективы в школе не часто достигают этого этапа развития [3].
6 Особенности ценностной направленности образовательного процесса в образовательном учреждении во многом определяют характер развития личности на этом этапе возрастного развития, становление системы ценностей, развитие самосознания и самоопределение подростка.
7 В России роль подготовки подростков к выбору военной профессии и военной службе на протяжении столетий отводилась кадетским корпусам, суворовским и нахимовским военным училищам, которые успешно справлялись с поставленной обществом задачей [4]. В период обучения в кадетских военных учебных заведениях происходит первичная профессиональная адаптация, освоение новых социальных ролей в системе «кадет – социальная среда».
8 В настоящее время в системе отечественного образования появились кадетские школы и кадетские классы, число которых увеличивается с каждым годом, что свидетельствует о востребованности опыта кадетского образования. Изучение Положений о кадетских школах и классах позволяет сделать вывод, что они не ставят целью своей образовательной деятельности подготовку к поступлению в высшие военные учебные заведения, но призваны готовить к военной службе. В целях развития и поддержки кадетского образования Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон «О кадетском образовании в Санкт-Петербурге», который определяет: «Кадетский класс – класс в общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе» [6].
9 В связи с этим изучение ценностного отношения учащихся кадетских школ и классов к военной службе представляется нам интересным.
10 Отличительная черта современного образования – смена парадигмы воспитания, сутью которого становится развитие системы ценностных отношений и становление жизненной позиции подростка. Согласно О.С.Газману, «в условиях поддержки и заботы» подросток продвигается к более высокой стадии «культурного и нравственного развития, начинает проявлять себя в позитивном поведении» [2].
11 Термин «отношение» используется во многих областях научных знаний. Словари предлагают до десятка значений этого слова. В психологическом смысле отношение является субъективным отражением действительности. Осознание собственного отношения к чему-либо инициирует развитие чувств у человека и стимулирует его деятельность [15]. Поэтому отношение входит в перечень основных психологических категорий, и в настоящее время социальная психология рассматривает множество отношений как основных социально-психологических феноменов. В работах В.Н.Мясищева по психологической антропологии отношения человека признаются потенциалом, проявляющимся избирательностью переживаний и поступков человека [10]. Их формирование происходит при усвоении социального опыта и ориентирует поведение. Поэтому для педагогов исследование развития отношений подростка и педагогические условия для возможности формирования его отношений при организации ценностной направленности образовательного процесса имеет большое значение.
12 Ценностные отношения человека представлены тремя взаимосвязанными компонентами [8]. Это понятия (когнитивная составляющая), способные индуцировать чувства (аффективная составляющая), побуждения к деятельности, которые затем реализуются в поведении (поведенческая составляющая). Именно аффективная составляющая позволяет оценивать и выстраивать отношение к какому-либо явлению, событию, предмету…
13 Исследуя ценностное отношение подростков к военной службе в разных образовательных системах, нам представляется важным сравнить аффективную составляющую этих отношений.
14 Методы исследования. На основе ранее проведенного изучения научных информационных источников мы выделили среди прочих оценочно-ориентационный компонент ценностного отношения подростка к военной службе. Для его оценки среди других нами использована методика субъективной оценки межличностных отношений С.В. Духновского [5]. Объем выборки составил 120 кадет выпускного года обучения, из них 60 – представители кадетских классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, а ещё 60 – представители выпускного курса кадетских военных корпусов Санкт-Петербурга. Методика предлагает респондентам оценить 40 суждений, описывающих различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии кадет с другими людьми, по семибалльной шкале: от 1 – «полностью не согласен» до 7 – «согласен полностью». Полученные результаты позволяют оценить уровни напряженности отношений, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях и сравнить их двух группах.
15 В качестве тестовых норм методики субъективной оценки межличностных отношений нами использованы рассчитанные ранее полученные показатели при изучении нами в 2007 году межличностных отношений кадет выпускных курсов довузовских военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации [11].
16 Результаты исследования и их обсуждение. Полученные показатели оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения кадет к военной службе свидетельствует о дисгармонии в межличностных отношениях. Распределение относительных частот итогового балла субъективной оценки межличностных отношений в группах кадет довузовских военных и кадет общеобразовательных учебных заведений показывает разницу в 6% (34% у кадет военных учебных заведений и 40% у кадет общеобразовательных школ). Можно сказать, что межличностные отношения различаются по степени дисгармоничности и комфортности для обеих групп. При рассмотрении индикаторов дисгармонии (напряженности, конфликтности, агрессии, отчужденности в отношениях) можно отметить её различный характер в зависимости от типа кадетского образовательного учреждения.
17 Анализ относительной частоты значений напряженности в отношениях и определение центральной тенденции указывает на значительное смещение моды из зоны средних (характерных для кадет общеобразовательных учреждений) в зону низких значений (характерных для кадет военных учебных заведений). Таким образом, в системе межличностных отношений кадет военных учебных заведений в основном наблюдается умеренно выраженная напряженность, которая нужна для поддержания интенсивности отношений, а возникающие во взаимодействии с другими трудности общения конструктивно решаются. К выпускному курсу кадетского корпуса завершается адаптация подростка к новому образу жизни, выстраивается новая система отношений в родительской семье, интенсивные впечатления, нагрузки не позволяют излишне сосредотачиваться на межличностных отношениях, большом количестве социальных контактов, которые не обладают глубиной и значимостью, часто носят поверхностный характер.
18 Кадетам общеобразовательных учебных заведений более свойственна демонстрация зависимости, конформности. Причиной, вероятно, служит желание избежать чувств одиночества и «ненужности». В выпускных классах об этом свидетельствуют средние значения индикатора напряженности в отношениях, который выше для кадет общеобразовательных школ. Они склонны чаще задумываться о том, как складываются их межличностные отношения и чаще беспокоятся о том, чтобы они были эффективными.
19 Кадет военных учебных заведений отличает более компромиссное поведение, желание избегать конфронтации в общении, они реже испытывают противостояние в межличностных отношениях в отличие от кадет общеобразовательных школ. Причиной этому является опыт проживания в условиях интерната в военном учебном заведении.
20 Значения индикатора агрессии в отношениях выше у кадет общеобразовательных школ. Об этом свидетельствует низкое значение моды значений индикатора агрессии и большой изменчивости признака. Для кадет этой группы характерно стремление контролировать окружающих сверстников, при этом проявления резкости, грубости, косвенной агрессии в отношениях часто принимаются за признаки мужественности. В группе кадет военного учебного заведения более выражено стремление сотрудничать «на равных», демонстрировать дружелюбие. Об этом свидетельствует смещение моды значений агрессивности в отношениях в сторону средних и увеличение значения относительной частоты выбора модального значения. Кадеты военных учебных заведений больше готовы к сотрудничеству и демонстрации дружелюбия. Вероятно, причиной этому является более развитая уверенность в себе в результате наличия опыта самостоятельного проживания в кадетском корпусе отдельно от родителей.
21 В целом, кадеты военных учебных заведений больше, чем кадеты общеобразовательных школ, ощущают себя на военной службе, они в большей степени освоили ценности профессиональной группы военнослужащих и стереотипы их поведения и мышления.
22 Заключение. Обучение в кадетских классах общеобразовательных школ, кадетских школах, как и в довузовских военных учебных заведениях, предполагает профессиональное самоопределение подростков в пользу профессий военной службы. В юношеском возрасте подростки впервые серьезно начинают размышлять о смысле жизни. По мнению Н. С. Пряжникова, основная цель профессионального самоопределения – «постоянное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности» [12]. И оценочно-ориентационный компонент их ценностного отношения к военной службе в этом процессе играет важную роль. Проведенное нами сравнение показало, что степень напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях в группах подростков зависит от типа кадетского образовательного учреждения.
23 Причиной дисгармоничности в системе межличностных отношений в обеих группах является противоречие между осознанием своей причастности к военной службе и одновременно осознание «неполноценности» этого участия, так как они не являются военнослужащими. Этот конфликт предполагает разрешение противоречия – сознательный выбор военной службы в качестве будущей профессиональной деятельности.

References

1. Batarshev A. V. Bazovye psikhologicheskie svojstva i professional'noe samoopredelenie lichnosti // Prakticheskoe rukovodstvo po psikhologicheskoj diagnostike. SPb.: Rech', 2005. S.105.

2. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: Miros, 2002. 296 s.

3. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitanie rebyonka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij. SPb.: Rech', 2004. 272 s.

4. Gurkovskij V. A. Kadetskie korpusa Rossijskoj imperii. M.: Belyj bereg, 2005. 263 s.

5. Dukhnovskij S. V. Sub'ektivnaya otsenka mezhlichnostnykh otnoshenij: rukovodstvo po primeneniyu. SPb.: Rech', 2006. 54 s.

6. O kadetskom obrazovanii v Sankt-Peterburge: Zakon Sankt-Peterburga ot 20.04.2021 g. № 167 - 39 [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov . URL: https://docs.cntd.ru/document/603345561 (data obrascheniya: 20.04.2021 ).

7. Kuksov A. Yu. Modelirovanie protsessa formirovaniya voenno-professional'noj otvetstvennosti u kursantov uchebnykh voennykh tsentrov // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4 (57) S.60.

8. Levchenko E. V. Istoriya i teoriya psikhologii otnoshenij. SPb.: Aletejya, 2003. 312 s.

9. Lutoshkin A. N. Kak vesti za soboj. M.: Prosveschenie, 1986. 208 s.

10. Myasischev V. N. Psikhologiya otnoshenij /pod red. A. A. Bodaleva. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: MODEhK, 2003. 400 s.

11. Petronyuk I. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya tsennostnogo otnosheniya podrostkov k armii (v usloviyakh kadetskogo korpusa): dis. … kand. ped. nauk. SPb., 2008.

12. Pryazhnikov N. S., Rumyantseva L. S. Samoopredelenie i professional'naya orientatsiya uchaschikhsya: uchebnik. M.: Akademiya, 2013. 208 s.

13. Sadovnikova T. Yu. Nravstvenno-tsennostnye orientatsii podrostkov s razlichnym vospriyatiem moral'noj atmosfery shkoly: avtoref. dis. … kand.psikh.nauk. M., 2005. 28 s.

14. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya vzrosleniya: Kharakteristika protsessa razvitiya lichnosti. M.: Flinta, 1999. 627 s.

15. Shapar' V. B. Slovar' prakticheskogo psikhologa. M.: AST; Khar'kov: Torsing, 2004. 734 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate