Pedagogical education at the university: from a single standard to methodological diversity
Table of contents
Share
QR
Metrics
Pedagogical education at the university: from a single standard to methodological diversity
Annotation
PII
S181570410020692-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Pevsner 
Occupation: Director of the International Relations Department
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Petr Petryakov
Occupation: Head of the Department of Technological and Art Education
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Alexander Shirin
Occupation: Director
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Edition
Pages
142-154
Abstract

The article discusses the problems of modern higher pedagogical education in the context of the Declaration of the basic principles of the implementation of pedagogical education programs by higher educational institutions, presented at the meeting of the Council of the Russian Union of Rectors in June 2021 at Lomonosov Moscow State University. The article shows the influence of tendencies of standardization associated with the centralization of the higher education system on the development of Russian higher pedagogical education as well as the trend of democratization, reflecting the process of autonomization of universities that train future teachers. The ways of development of pedagogical education internationalization in Russian universities are proposed, taking into account the complication of the geopolitical situation in the modern world. The features of educational work at the university are considered, which, in the conditions of information diversity is aimed at forming information and civic culture among students, which allows reduction of the negative impact of various sources of information placed on the Internet, on the process of personality development of young people, the formation of their civic position. The article presents the results of an empirical study of the influence of standardization of pedagogical education on individual style and creative self-realization of university teachers in their professional activities. It is proved that the unity of requirements for future teachers training at the university should be combined with the creative approach of teachers to the organization of the educational process in higher education, its methodological and technological diversity in the context of academic freedom of scientific and pedagogical staff and the autonomy of universities.

Keywords
declaration of the implementation of pedagogical education programs, standardization and democratization of higher pedagogical education, civic education of university students, methodological and technological diversity at the university, internationalization of pedagogical education
Acknowledgment
This work is supported by the Russian Science Foundation under grant no. 22-28-01317 "Opportunities and risks of internationalization of a regional university in real and virtual educational space".
Received
16.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
182
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. На заседании Совета Российского Союза ректоров, которое состоялось в июне 2021 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, был представлен проект Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования. Декларация была разработана рабочей группой, в состав которой входили представители Минобрнауки, Минпросвещения, ведущие эксперты в области педагогического образования. Заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев охарактеризовал Декларацию как «рамочный, но очень важный документ для всей системы педагогического образования, задающий общий вектор развития, с одной стороны, а с другой – требующий выверенных согласованных механизмов реализации». По его мнению, в настоящее время происходят значительные изменения нормативной рамки регулирования высшего образования, в том числе педагогического, которые непосредственно влияют на формирование новых механизмов реализации образовательной политики [1].
2 На заседании Совета, в котором приняли участие более 300 ректоров вузов России, прошло активное обсуждение основных тезисов представленной Декларации. Однако многие положения, сформулированные в данном документе, до сих пор являются предметом научной дискуссии в педагогическом сообществе, которая дала авторам импульсы для размышления по проблеме стандартизации педагогического образования.
3 Одним из главных посылов Декларации является обеспечение принципов единства требований и гарантий в реализации вузами программ высшего образования педагогической направленности. Исходя из этого предлагается гарантировать единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей. При этом особое внимание обращается на общность базовой части его содержания, с учетом экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей. В этом случае возникает вопрос, как соблюсти баланс между сохранением единого образовательного пространства и методическим многообразием при организации образовательного процесса. Иными словами, речь идет о противоположности и диалектическом единстве двух тенденций, которые на различных исторических этапах оказывали влияние на развитие педагогического образования как в России, так и за рубежом. Таковыми тенденциями являются: тенденция стандартизации, связанная с централизацией системы высшего образования, и тенденция демократизации, отражающая процесс автономизации вузов, осуществляющих подготовку педагогов.
4 В конце ХХ – начале ХХI в. как в России, так в странах Запада преобладающей становится тенденция стандартизации педагогического образования, когда его развитие не зависит от индивидуального профессионального стиля и методического репертуара преподавателя, его персональных принципов отбора содержания, поскольку стандарты носят открытый характер и доступны широкой общественности. По мнению Е.А.Пазенко, развитие тенденции стандартизации было связано с потребностью в новом типе учителя, способного не просто передавать знания, а обучать способам решения задач, работать с личностью, обеспечивая её развитие на основе научных знаний. Для этого потребовалась профессионализация учительского труда, повышение его статуса с уровня ремесла, прикладной работы с рутинными операциями до уровня профессии, связанной с особым типом практической деятельности [2]. О.Х. Мирошникова отмечает, что под образованием, основанным на стандартах, понимают ориентацию на достижение системы образовательных результатов, выраженных в форме стандартизированных требований, имеющих нормативный характер [3].
5 Наиболее широкое распространение тенденция демократизации и гуманизации получала в России в постперестроечный период развития педагогического образования. Её основными характеристиками были:
  • расширение автономии вуза, академических свобод преподавателей и студентов, финансово-хозяйственной самостоятельности вуза;
  • обращенность образования к студенту и индивидуализация обучения в соответствии с образовательными потребностями и запросами;
  • плюрализм концепций и моделей обучения и воспитания, многообразие педагогических инноваций;
  • развитие общественного самоуправления в вузе, расширение демократических прав студентов;
  • создание автономных систем качества, возрастание роли внутренней самооценки вуза, внутренней экспертизы;
  • открытие вуза социуму [4].
6 В России исторически сложилась жесткая государственная регламентация образовательной деятельности, связанная с установлением единых требований к различным вузам, осуществляющим подготовку педагога. Основными институтами государственной регламентации являются лицензирование, аккредитация образовательной деятельности и надзор в сфере образования.
7 Мы согласны с тем, что стандартизация в целом положительно влияет на развитие педагогического образования, прежде всего благодаря её ориентации не только на образовательные, но и профессиональные стандарты, а также на включение в будущем в процесс модернизации педагогического образования Института независимой оценки квалификации выпускников педагогических программ. Процедура независимой оценки квалификации предполагает прохождение профессионального экзамена в независимой организации на основе профстандартов. Такой экзамен может стать фильтром для допуска к профессиональной деятельности компетентных и мотивированных выпускников.
8 К сожалению, в реальной образовательной практике вуза и школы педагоги не освобождены от многих рутинных процедур и становятся объектами формализации и бюрократизации процесса обеспечения качества образования, когда труд преподавателя сопряжен с излишним бумаготворчеством, дополнительной отчетностью, дублированием функций. Такое негативное явление социолог А.М.Осипов называет «бумажным геноцидом», который не позволяет преподавателям сосредоточиться на выполнении основной задачи стандартизации – обеспечении высокого качества образования, поскольку отвлекает их от индивидуальной работы со студентами, взаимного посещения и анализа занятий, повышения квалификации [5].
9 По-прежнему важной задачей российского педагогического образования является его интеграция в международное образовательное пространство. Отмечая значимость этой задачи, авторы Декларации призывают усилить внимание к статусу русского языка и литературы в вузах, обеспечить развитие языковых практик, а также дополнительных образовательных программ, направленных на формирование российской идентичности. При этом вне поля зрения остаются такие острые вопросы, как пути развития интернационализации образования в условиях обострения геополитической ситуации, беспрецедентного санкционного давления на Россию, которое на современном этапе затронуло не только политическую и экономическую, но и гуманитарную сферу, включая образование, культуру и спорт.
10 Представителей педагогической науки и образовательной практики сегодня интересуют возможные пределы использования зарубежного опыта, прежде всего американского и европейского, в образовательных организациях России. Какова будет судьба межкультурного академического обмена, когда приостановлено действие многих международных образовательных программ и проектов? Особенно остро данная проблема стоит перед учеными-компаративистами, которые изучают опыт зарубежных стран и осуществляют сравнительно-сопоставительный анализ различных образовательных стандартов и программ. Сегодня однозначно ответить на эти вопросы представляется достаточно сложным. Однако уже очевидно, что полное «импортозамещение» в педагогической науке не продуктивно, несмотря на то, что российская педагогика и российское образование обладают богатейшими традициями и потенциальными возможностями. Поэтому необходимо критически анализировать лучшие зарубежные практики и использовать все то, что соответствует современному социокультурному контексту развития российского педагогического образования, его целевым и содержательным ориентирам и ценностным установкам.
11 Одним из важных направлений развития педагогического образования в Декларации рассматривается разработка и внедрение программ воспитания, обеспечивающих единство требований к содержанию и технологиям обязательных модулей, формирующих гуманитарные ценности и смыслы, активную гражданскую позицию и моральную ответственность за принимаемые решения.
12 В условиях информационного многообразия содержательным ядром воспитательной работы в вузе и школе является гражданско-патриотическое воспитание студентов, отвечающее современным вызовам времени, потребностям государства, общества и личности. Такая система должна обеспечить, во-первых, социальную вовлеченность студенческой молодежи в процессы становления гражданского общества, социально-политического и экономического развития регионов России, во-вторых, противодействие деструктивному влиянию ряда информационных источников, склоняющих молодежь к проявлениям насилия, экстремизма, этнической, национальной и религиозной нетерпимости, политического нигилизма, участию в акциях, направленных на дезинтеграцию общества, в-третьих, формирование гражданской идентичности россиянина, понимаемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан России, причастности к прошлому, настоящему и будущему российского государства [6].
13 Исследование, проведенное авторами в рамках российско-белорусского проекта «Концепция и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности», показало, что для современной учащейся молодежи наиболее популярным и востребованным источником информации и коммуникационного обмена по актуальным проблемам как общественной, так и личной жизни являются виртуальные социальные сети. В то же время влияние этих сетей на учащуюся молодежь является достаточно противоречивым. С одной стороны, для студентов и школьников сетевое взаимодействие в интернет-пространстве является эффективным средством в осуществлении многих видов деятельности и формировании раннего социального опыта (поиск и распространение информации, онлайн-развлечения, неформальное общение, организация сообществ, реализация социально значимых проектов, участие в волонтерских и поисковых движениях, цифровое тьюторство и т.д.), а с другой – потенциальным инструментом информационного влияния на представителей молодого поколения с целью управления их сознанием и поведением, манипулирования личностями участников социальных групп и обществом в целом. В связи с этим одной из важных задач воспитательного процесса в вузе и школе должно стать формирование у учащейся молодежи информационной и гражданской культуры, которая позволит снизить негативное влияние различных источников информации, размещенных в сети Интернет, на процесс развития личности молодых людей, становления их гражданской позиции.
14 Целевые установки гражданского образования во многом соотносятся с социально-политическими процессами, которые происходят в обществе, с пониманием особенностей гражданского общества и работой его институтов, осмыслением проблем национального суверенитета и информационной безопасности государства, общества и личности. При этом возникает проблемный вопрос: как воспитать гражданина-патриота, обладающего социальной активностью, высокой гражданской культурой, отстаивающего интересы своего государства, и при этом не сформировать конформиста, не обладающего способностью критически оценивать информационные потоки, процессы и события, происходящие в обществе, и готового принять любые установки, исходящие «сверху».
15 Современной молодежи необходимо помочь в осмыслении основных инструментов достижения общественного консенсуса, профилактики и разрешения конфликтов, возникающих как на национальной и религиозной почве, так и на основе идеологических и политических расхождений. На наш взгляд, основным механизмом такого консенсуса является диалог различных индивидов и социальных групп, позволяющий проанализировать и оценить позиции разных сторон и найти оптимальные решения, способствующие общественному согласию.
16 В современном образовании диалогичность пронизывает различные формы обучения, основанные на диалоговом подходе в педагогике. В русле данного подхода разработана авторская типология различных форм гражданского образования учащейся молодежи, основанием которой являются субъекты диалогового взаимодействия. К современным формам диалогового взаимодействия можно отнести: диалог сверстников, межпоколенный диалог и диалог обучающегося, образовательной организации и социума. Диалог сверстников является формой межличностной коммуникации и взаимного обучения представителей одного поколения. Весьма продуктивной формой гражданского воспитания является межпоколенный диалог, осуществляемый в детско-взрослых семейных сообществах. В качестве субъектов такого диалога выступают представители различных поколений (родители, прародители, дети, внуки и т.д.). Диалог обучающегося, образовательной организации и социума с использованием методов сервисного обучения выступает фактором гармоничной социализации личности в условиях гражданского общества и обеспечивает возможность перехода от гражданского воспитания к самовоспитанию [7].
17 Классические формы воспитания патриотизма и гражданственности, такие как посещение мест памяти, музеев, просмотр исторических фильмов, изучение социальных наук, участие в волонтерских и поисковых движениях, социально значимых проектов, несомненно, являются эффективными средствами продвижения гражданского образования, но для наиболее глубокого воздействия на подрастающее поколение их следует совмещать с привычными для его представителей формами репрезентации информации, такими как короткие, но информативные видео, посвященные различным аспектам гражданского образования, а также визуальный сторителлинг: рассказ о тех или иных исторических фактах и событиях в формате визуального повествования, где текст органично дополняется (или полностью замещается) графической информацией.
18 С целью обеспечения медиабезопасности и развития медиакомпетентности молодежи деятельность педагогов должна быть направлена на решение обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач позволит научить школьников и студентов внимательно отслеживать воспринимаемые потоки информации, осознанно их воспринимать и критично оценивать, автономно и оперативно дифференцировать поступающие сообщения по их значимости, источникам и причинам возникновения. Решение воспитательных задач поможет научить школьников и студентов адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку медиапродуктов, информационных сообщений, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя вкладываемые в них ценности с собственной системой ценностей, а также доминирующими в обществе ценностями; блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими. Реализация развивающих задач будет способствовать формированию полезной для адаптации и личностной самореализации информационной среды, а также формированию активной субъектной позиции школьников и студентов в образовательном процессе [8].
19 Современная IT-индустрия и Интернет предлагают целый ряд сервисов, которые могут стать эффективными платформами для продвижения идей гражданского образования, а также вовлечения учащейся молодежи в гражданские инициативы и проекты (акции памяти, волонтерская и поисковая деятельность, экологические проекты и др.).
20 Основной способ изменения отношения детей и учащейся молодежи к актуальным событиям и окружающему миру в целом – аргументированное убеждение с применением таких наиболее значимых для целевой группы каналов коммуникации, как мессенджеры, социальные сети (VK) и видеохостинги. Вследствие ограничения доступа для российских пользователей к отдельным социальным сетям, ведущим антироссийскую пропаганду, призывающим к экстремизму и терроризму (Instagram, Facebook, Twitter), наблюдается рост пользовательской аудитории социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram.
21 Актуальной формой цифровой коммуникации является общение в метавселенных. Речь идет об активных виртуальных пространствах, в которых люди могут общаться друг с другом с помощью цифровых аватаров. В качестве примеров функциональных метавселенных можно привести платформы VRChat и Decentraland. Данные платформы находятся в состоянии постоянного развития, обеспечивают достаточно иммерсивный опыт взаимодействия с окружающим миром и другими пользователями, поэтому их можно использовать для продвижения идей гражданского образования среди молодежи. С помощью данных платформ можно создавать имитации гражданского общества, распределять роли, включаться в различные экономические отношения, что может играть роль своеобразного «тренажера» для детей и подростков, с помощью которого они будут развивать навыки функционирования в гражданском обществе. Кроме того, на данных платформах можно организовывать различные дискуссии, конференции и акции.
22 Текст Декларации завершается тезисом о необходимости осуществлять реализацию программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников, в том числе поддержку классов психолого-педагогической направленности, предусматривающую построение системы методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (в очном и онлайн форматах); вовлечение старшеклассников в проводимые университетами мероприятия научной и проектной направленности с целью их предпрофессионального развития и профессионального самоопределения.
23 Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным в 2021 г., среди старшеклассников возрастает запрос на получение дополнительных навыков. Молодые люди 14–17 лет хотели бы обучаться на курсах повышения личной эффективности (25%), профориентации (23%), по 20% интересовались курсами по развитию коммуникативных навыков и курсами по развитию управленческих навыков [9].
24 Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство выпускников не имеют четких предпочтений относительно будущей профессии и доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социально-личностные факторы. Тем не менее активное развитие социальных проектов, волонтерских движений и высокий уровень отклика общества на проблемы разных людей свидетельствуют о востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию. В эпоху активного развития Интернета, цифровых технологий и накопления огромного массива информации репродуктивная модель образования перестает отвечать запросам и ученика, и общества. Продуктивная школа – это школа исследования, проектирования, командной работы, свободного поиска в информационных средах. Основная ролевая позиция учителя, способного обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества» (П. Сенге), хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути [10].
25 Продуктивную школу учителя могут построить только совместно с учащимися, которые также являются участниками образовательного процесса. Речь идет прежде всего о школьниках, имеющих педагогическую одаренность, отличающихся креативностью, высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, артистизмом, эмпатическими умениями. Для профессионально-личностного развития таких детей и предназначены классы психолого-педагогической направленности, целью которых является интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе их обучения в школе.
26 Сегодня регионы России ведут поиск наиболее оптимальной модели психолого-педагогических классов. Наиболее распространённой является внутришкольная модель, которая предполагает функционирование педагогического класса на базе одной школы, которая активно взаимодействует с другими организациями в рамках профориентационной работы. Данная модель наиболее применима в крупных городах, а также в школах, имеющих параллель из нескольких классов.
27 В рамках второй модели осуществляется сетевое взаимодействие нескольких школ для совместной организации психолого-педагогического класса. Данная модель предполагает создание кластера нескольких образовательных организаций. В каждой образовательной организации реализуются базовые общеобразовательные дисциплины, а профильные дисциплины и элективные курсы реализуются на базе одной из школ, обладающей соответствующими кадровыми и материальными ресурсами. Эта модель организации психолого-педагогических классов применима в малых городах, а также в микрорайонах городских округов, где несколько общеобразовательных школ расположены поблизости друг от друга. Модель сетевого взаимодействия может быть расширена за счет привлечения к сотрудничеству педагогического колледжа или педвуза.
28 Третья модель организации психолого-педагогического класса предполагает наличие ресурсного центра, в качестве которого могут выступать школа микрорайона, обладающая необходимыми кадровыми, техническими и информационными ресурсами, университет, педагогический колледж, региональный институт развития образования. Такой центр осуществляет подготовку обучающихся по профильным предметам и элективным курсам с учётом интересов и мотивации учащихся.
29 К сожалению, в последние десятилетия во многих регионах наблюдается тенденция сокращения количества, а иногда и полного исчезновения психолого-педагогических классов под влиянием целого ряда факторов, которые усиливают прагматическую и ослабляют когнитивную и социальную мотивацию старшеклассников. К таким факторам можно отнести: низкий социальный статус профессии педагога, правила приема в вузы, основанные на результатах ЕГЭ по профильным дисциплинам, отсутствие реального конкурса на педагогические профили, сокращение в течение ряда лет бюджетных мест на психологию и другие гуманитарные дисциплины. В этой связи возникает вопрос, каким образом минимизировать влияние этих неблагоприятных факторов. Наиболее продуктивный путь – создание интересной для старшеклассников программы, способствующей их самореализации в таких видах деятельности, как волонтерство, наставничество в младших классах, цифровое тьюторство, социально-педагогическое проектирование и др.
30 Материалы и методы. С учетом характера обсуждения основных принципов Декларации, включая требование о соблюдении единого подхода к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей, авторами было проведено исследование отношения преподавателей вуза к образовательным и профессиональным стандартам. В фокусе внимания исследователей находилось изучение мнения респондентов о том, как влияет стандартизация педагогического образования на индивидуальный стиль и творческую самореализацию преподавателя вуза в профессиональной деятельности. Для решения исследовательской задачи был проведен опрос 84 преподавателей Новгородского государственного университета, осуществляющих подготовку педагогов. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования с последующим анализом и обобщением результатов.
31 Результаты. Поскольку сегодня мы говорим о методическом и технологическом многообразии в организации образовательного процесса в вузе, нас интересовал вопрос: какие образовательные технологии преподаватели предпочитают в своей практике. Как показали результаты анкетирования, практически все респонденты используют технологии и методы проектного обучения, свыше половины преподавателей – игровые технологии; цифровые технологии и технологии дистанционного обучения используют около трети опрошенных, свыше 40% респондентов отдают предпочтение кейс-технологиям, и лишь незначительная часть опрошенных используют здоровьесберегающие и другие образовательные технологии.
32 Вопрос об отношении преподавателей к образовательным стандартам выявил противоречивую оценку респондентов. Подавляюще большинство опрошенных положительно оценивают роль образовательных и профессиональных стандартов, потому что они обеспечивают единые требования к образовательным результатам (57%), высокое качество образования (7%), дают целевые и содержательные ориентиры преподавателю (25%). Вместе с тем значительная часть респондентов отмечают отрицательное влияние стандартов на профессиональную деятельность преподавателей, потому что они мешают инновационной деятельности преподавателя, ограничивают его творческие возможности (11%). При этом 43% респондентов полагают, что реализация стандартов связана с большим объемом документации. И лишь немногие преподаватели оценивают свое отношение к образовательным и профессиональным стандартам как нейтральное. Несмотря на преимущественно положительное отношение к стандартам, значительное большинство респондентов (68%) считают, что стандарты не способствуют методическому и технологическому многообразию, т.к. любой стандарт формализует работу преподавателя, лишает его свободы творчества. В то же время 32% опрошенных не разделяют это мнение. Они считают, что стандарты способствуют методическому и технологическому многообразию, поскольку они дают ориентиры и формируют единые требования к образовательным результатам, а выбор методов и технологий – дело преподавателя. С учетом значимости воспитательной работы в вузе один вопрос анкеты касался усиления воспитывающей функции педагогического образования. Опрошенные преподаватели предложили различные варианты усиления этой функции. 46% опрошенных считает необходимой методическую подготовку студентов к воспитательной работе в школе. Такое же количество опрошенных высказалось за привлечение студентов к активной созидательной деятельности, в том числе имеющей профессиональную педагогическую направленность. Часть респондентов считает, что все учебные дисциплины в вузе должны иметь воспитывающий характер (21%). 28% опрошенных считает необходимым развивать у будущих педагогов лидерские качества и организаторские способности. И только четверть опрошенных поддерживают тезис о необходимости специальных модулей и программ, формирующих гражданскую позицию и гуманитарные ценности студентов.
33 В условиях резкого обострения международной обстановки многих педагогов волнует судьба интернационализации педагогического образования. В ходе исследования была выявлена оценка преподавателями перспектив интернационализации педагогического образования в условиях геополитического кризиса. Большинство опрошенных (57%) по-прежнему считают, что международное сотрудничество и академический обмен важны для развития педагогического образования. При этом 32% респондентов считают полезным для России зарубежный опыт в области образования. Вместе с тем 11% опрошенных считают интернационализацию вредной для российского педагогического образования, ибо она оказывает прозападное влияние на молодежь. Значительно большее количество преподавателей (33%) хотели бы отказаться от Болонской системы, т.к. она чужда отечественным педагогическим традициям.
34 В ходе исследования были выявлены факторы, которые, по мнению преподавателей, мешают обеспечить высокое качество современного педагогического образования. К таковым респонденты отнесли: излишнее бумаготворчество (72%), дефицит времени у преподавателя для индивидуальной работы со студентами (64%), слабую учебно-материальную базу (50%), старение преподавательского состава (42%), слабую подготовку выпускников школ (36%); отсутствие интересных учебников и методической литературы (18%).
35 Для повышения кадрового потенциала вуза опрошенные преподаватели считают необходимым усилить меры материального стимулирования профессионального роста преподавателей (78%), осуществлять внутрироссийский академический обмен преподавателей и студентов с целью изучения лучших практик вузовского и школьного образования (51%), а также возродить практику предоставления преподавателям оплачиваемых стажировок, творческих отпусков, статуса научного сотрудника на период подготовки диссертации (50%).
36 Обсуждение. Говоря о стратегии развития педагогического образования в России, В.А. Садовничий сформулировал пять главных целей, которых необходимо достичь не только в интересах самой школы, но и в интересах страны в целом. Среди них «консолидация национального образовательного пространства, укрепление преемственности отечественной образовательной традиции, подготовка учителей новой цифровой эпохи – эпохи цифровизации, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта и с учетом потребностей инклюзивного образования, своевременное выявление и эффективная поддержка одаренности, развитие системы работы с одаренными детьми, согласованность позиций всех участников образовательного процесса – государства, школы, учителей, родителей, школьников». Министр просвещения С.С.Кравцов в своем выступлении по теме «Ключевые проектные решения по трансформации содержания педагогического образования» отметил, что «сегодня важно обеспечить качество школьного образования по всей территории России, а ключевой фигурой, от которой это зависит, конечно, является учитель. Для нас нет различия, в каком вузе обучался педагог. Важен конечный итог – высокое качество и уровень подготовки учителей, который соответствует современным запросам детей, родителей и общества в целом. Это – ключевая задача государственного уровня, и ее достижение невозможно без формирования единого образовательного пространства, создания целостной системы педагогической высшей школы, нацеленной на всестороннюю профессиональную подготовку педагога и, как результат, совершенствование системы образования и выполнение задачи по вхождению в первую десятку стран по качеству школьного образования», – подчеркнул министр [1].
37 В русле этих идей в научно-педагогическом сообществе проходило обсуждение Декларации принципов реализации образовательными организациями высшего образования программ педагогического образования. Как видно из результатов проведенного авторами анкетирования преподавателей вуза, основным вопросом, волнующим респондентов, является влияние тенденции стандартизации на возможности творческой самореализации научно-педагогических работников в профессиональной деятельности. Опрос выявил в целом позитивное отношение большинства преподавателей к образовательным и профессиональным стандартам, поскольку они обеспечивают единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей, формированию у них необходимых профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Вместе с тем у преподавателей вызывает озабоченность чрезмерное бумаготворчество, которое отвлекает их от индивидуальной работы со студентами, а также от профессионального самосовершенствования. Формализацию образовательного процесса многие преподаватели связывают с тенденцией стандартизации.
38 В Декларации большое внимание уделяется воспитательной работе, формированию у студентов гуманитарных ценностей и смыслов. Следует отметить, что опрошенные преподаватели признают важность данного направления их профессиональной деятельности, хотя проводимые нами ранее опросы свидетельствовали о том, что приоритетное значение придавалось образовательной деятельности, а воспитательная работа преподавателями недооценивалась. Респонденты предложили различные варианты усиления воспитательной функции университета, делая акцент на деятельностные формы организации воспитательной работы. И только четверть опрошенных поддержали идею о введении обязательных модулей, формирующих активную гражданскую позицию и гуманитарные ценности. Это свидетельствует о том, что преподаватели являются сторонниками деятельностного подхода к организации воспитательной работы со студентами.
39 При обсуждении Декларации большое внимание уделялось проблеме обеспечения качества высшего педагогического образования, в частности, внедрению системы независимой оценки качества подготовки специалистов. Такая система «должна опираться на данные общественно-профессиональной экспертизы, требования работодателей, результаты лицензионных и аккредитационных процедур, деятельность государственных экзаменационных комиссий» [1]. Признавая важность данного тезиса, участники дискуссии в то же время указали на ряд факторов, которые мешают университету обеспечить высокое качество педагогического образования. К таковым они отнесли: формализацию образовательного процесса, излишнее бумаготворчество, отсутствие времени у преподавателя для индивидуальной работы со студентами, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса, старение профессорско-преподавательского состава и др. Вполне понятно, что для реализации цели, поставленной в Декларации перед педагогическим образованием, необходимо минимизировать влияние негативных факторов, снижающих эффективность подготовки будущих учителей.
40 Заключение. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Декларация определила основные принципы и векторы развития педагогического образования в России. Ведущие идеи, представленные в Декларации (единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей, общность требований базовой части содержания образования, усиление независимой оценки качества подготовки выпускников, усиление внимания к статусу русского языка, поддержка классов психолого-педагогической направленности и др.), нашли широкий отклик у преподавателей российских вузов, осуществляющих подготовку учителей. При этом многие тезисы Декларации стали предметом оживленных дискуссий. По мнению авторов статьи, единство требований к осуществлению подготовки учителей должно сочетаться с творческим подходом преподавателей к организации образовательного процесса в вузе, его дидактическому и технологическому дизайну, выбору конкретных форм и методов преподавания в контексте академической свободы научно-педагогических работников и автономии университетов. Преподаватели должны быть избавлены от излишнего бумаготворчества, чтобы сосредоточиться непосредственно на работе со студентами и совершенствовании своих профессиональных компетенций. Для повышения квалификации научно-педагогических работников важно создать необходимые условия, в частности возродить практику предоставления преподавателям оплачиваемых стажировок, творческих отпусков, статуса научного сотрудника на период подготовки диссертаций, осуществлять внутрироссийский академический обмен преподавателей и студентов. Такие меры могли бы существенно укрепить кадровый потенциал вузов, реализующих программы педагогической направленности. Определенное внимание в Декларации уделяется интеграции российского образования в международное образовательное пространство. Наряду с укреплением статуса русского языка необходимо в рамках экспорта российского образования активно привлекать иностранных граждан к обучению по программам высшего образования педагогической направленности, разрабатывать и внедрять образовательные программы на иностранных языках, стимулировать развитие билингвального педагогического образования, повышать языковую и поликультурную компетентность научно-педагогических работников. Таким образом, даже в условиях геополитического кризиса интернационализация продолжает оставаться важной стратегией развития педагогического образования.

References

1. Pedagogicheskie kadry – osnova razvitiya obrazovaniya i nauki [Ehlektronnyj resurs] // Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M. V. Lomonosova. URL: https://www.msu.ru/news/pedagogicheskie-kadry-osnova-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki.html (data obrascheniya: 30.04.2022).

2. Pazenko E. A. Standartizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i professional'noe razvitie pedagogov. Natsional'nye prioritety sovremennogo rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh statej i dokladov XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyaschennoj 120-letiyu vysshego obrazovaniya i 110-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke, Ussurijsk, 20 dekabrya 2019 goda / sost. E. V. Glukhikh. Ussurijsk: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2019. S.64-70.

3. Miroshnikova O. Kh. Obrazovanie, osnovannoe na standartakh [Ehlektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015. 2(10). URL: http://LLL21.petrsu.su (data obrascheniya: 30.04.2022)

4. Menedzhment i organizatsionnoe razvitie vysshej shkoly: uchebnoe posobie /pod obsch. red. M. N. Pevznera. Dnepropetrovsk: Izd-vo DNU, 2012. 528 s.

5. Osipov A. M. Byuropatologiya i bumazhnyj pressing v rossijskom obrazovanii. // Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya. 2020. T. 20. № 4. S. 953-966.

6. Grazhdanskoe obrazovanie molodezhi v usloviyakh informatsionnogo mnogoobraziya: kontseptsii, modeli, tendentsii razvitiya: monografiya. / M. N. Pevzner [i dr.]; pod obsch. red. M. N. Pevznera, P. A. Petryakova. Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2021. 206 s.

7. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Ushanova I. A. Grazhdanskoe obrazovanie uchaschejsya molodezhi: dialogovyj podkhod // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. 2022. № 1(61). S. 17-28.

8. Troyanskaya S. L. Razvitie mediakompetentnosti studentov v uchebnoj deyatel'nosti // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika». 2017. №2. S. 255-261.

9. Analiticheskij obzor [Ehlektronnyj resurs] // VTsIOM. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782 (data obrascheniya: 29.04.2022).

10. Organizatsiya deyatel'nosti psikhologo-pedagogicheskikh klassov: uchebno-metodicheskoe posobie / E. V. Astapova [i dr.]. M.: Akademiya Minprosvescheniya Rossii, 2021. 392 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate