Study of the quality of the municipal environment for the development of pedagogical personnel: qualimetric approach
Table of contents
Share
QR
Metrics
Study of the quality of the municipal environment for the development of pedagogical personnel: qualimetric approach
Annotation
PII
S181570410020693-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Abramov 
Occupation: Acting director
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Arkadiy Maron
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Lilia Rezinkina
Occupation: Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Vocational Education Department
Affiliation: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
134-141
Abstract

In modern conditions of modernization of educational processes improvement of the quality of education, the requirements for ensuring the conditions for the development of human resources in the field of education are significantly increasing. This task is especially relevant for municipal territories that have different opportunities and conditions to support and accompany teaching staff. To analyze the potential of such territories, the classification of educational systems proposed by L.V. Rezinkina was used. An essential link has been established between the comprehensive capabilities and potential of existing educational systems (centers, methodological services, branches of institutes, etc.) and their effectiveness in the organization of continuing education of teachers. One of the mechanisms for evaluating this effectiveness is the implementation of the qualimetric approach in the system of assessing the quality of the municipal environment of teacher’s development. The article shows that the qualimetric approach as the leading direction of building scientific knowledge and practice of organizing evaluation activities is based on the identification of criteria, indicators and levels of development of a specific pedagogical system. Designing a system of continuing education of teachers based on the results of the qualimetric approach allows identifying gaps in the structure of municipal education, strengthening or introducing new components, and foreseeing possible risks.

Keywords
municipal education system, continuing education, pedagogical personnel, quality assessment, qualimetric approach
Received
16.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
115
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. В современных условиях значительный задел в развитии квалиметрии и реализации квалиметрического подхода осуществлен Г.С. Жуковой, В.В. Комаровой, В.В. Спасенниковым, К.Ю. Андросовым, Е.Г. Матвиевской, А.А. Муратовой при разработке методик оценки непрерывного образования, дополнительного профессионального образования, деятельности специальной социальной сферы, эффективности научной деятельности, развития системы сопровождения педагога. Значительный вклад в становление квалиметрии внесли Г.Г. Азгальдов и А.В. Гличев, подчеркнувшие роль новой науки как новой самостоятельной отрасли научных знаний [1].
2 Для квалиметрического подхода характерно его многофункциональное проявление при разработке методик оценки педагогической деятельности. Так, Е.В. Комарова выделяет следующие основные функции данного подхода: обеспечение объективной информации о состоянии образовательной системы (диагностическая функция), определение результатов тестирования, обеспечение обратной связи (аналитическая функция), использование выявленных результатов учебных достижений для конструирования специальных условий для реализации решений (управленческая функция), оценка сформированности или развития профессиональных компетенций, соответствия новым квалификационным требованиям (профессионально-стандартизирующая функция), анализ дефицитов в образовании конкретного педагога, индивидуализация и персонализация образовательного маршрута (развивающая функция), содействие в осуществлении карьерного планирования, прогнозирование и управление развитием образовательных систем (прогностическая функция), развитие профессиональной и социальной мобильности (конструктивно-преобразовательная функция) [2].
3 Применительно к муниципальной системе реализация квалиметрического подхода имеет специфику и предполагает анализ ее особенностей. Как подчеркивает В.П. Панасюк, в ее основе лежит политеоретический комплекс новейших разработок в области педагогики, психологии, квалитологии, менеджмента. Ученым выдвигается ряд принципов и условий развития муниципальной системы:
  • повышение значимости непрерывного образования;
  • приоритетность образования в условиях инновационного развития муниципалитета;
  • модернизация сетевого взаимодействия институтов образования с обществом и работодателями;
  • управление инновационными преобразованиями в образовательных системах [3].
4 Рядом ученых были рассмотрены вопросы инновационного развития муниципальных образовательных систем на основе проектно-квалитативного подхода. Например, О.В. Ковальчук предлагает модели инновационных образовательных структур на территории муниципалитета с применением вариативных процессов мониторинга развития данных систем с позиций квалитологии [4].
5 М.В. Александрова, исследуя муниципальную систему образования (на примере Новгородской области), выявила и научно обосновала характеристики карьерно-образовательной среды. По ее мнению, становление карьеры сельского педагога строится как непрерывный процесс проектирования и реализации собственной деятельности в индивидуально осознанной профессиональной перспективе развития новых интегративных качеств личности учителя, способствующих его социально-профессиональной адаптации, профессиональному самоутверждению и совершенствованию. Автор определяет специфику карьерной образовательной среды как особое пространство, в котором созданы условия для самоорганизации и саморазвития каждого субъекта, стимулирования его социального, квалификационного и должностного карьерного роста [5].
6 Муниципальная образовательная среда и сегодня представляет интерес для современных научных исследований. Это обусловлено спецификой поиска и внедрения педагогических инноваций в ограниченных территориальных рамках, влиянием на данные процессы социально-маркетинговой стратегии становления педагогических инноваций в регионе, изменением требований и особенностями педагогического менеджмента в соответствии с Международным стандартом качества [6].
7 Интересный опыт разработок моделей оценки качества образования существует практически в каждом регионе. Например, применительно к опыту Кировской области авторы рассматривают возможности повышения эффективности предложенной системы за счет решения следующих управленческих задач:
  • определение вклада отдельных звеньев в интегральный результат;
  • выявление полноты выполнения поставленных задач, запросов потребителей и партнеров муниципальной системы образования;
  • анализ динамики развития муниципальной и региональной систем образования;
  • контроль соответствия ведущих показателей образовательной деятельности федеральным стандартам;
  • прогнозирование тенденций развития образовательной системы на основе социально-экономического плана развития муниципальной территории [7].
8 В муниципальных территориях сегодня особо остро стоит проблема развития кадрового потенциала в собственной образовательной среде. Возрастающая ценность высококвалифицированных сотрудников на рынке труда, задача удержания специалистов мотивирует работодателей решать проблемы построения маршрутов карьерного роста, повышения квалификации своих работников без отрыва от производства [8].
9 В нашем исследовании мы исходим из позиций комплексного рассмотрения муниципальной системы образования, в частности кадрового потенциала педагогических работников, включающего педагогов, воспитателей, руководителей учреждений общего и профессионального образования, специалистов методических и социальных служб, дополнительного образования и др.
10 Исходя из этого нами в данном исследовании оценки эффективности муниципальной системы образования выделен ведущий критерий – качество образовательной среды [9].
11 Методы исследования. В работе осуществлена экспериментальная проверка предложенной системы на базе многофункционального ресурсного центра в Киришском районе Ленинградской области. Результаты исследования внедрены в муниципальных территориях при оценке существующих систем образования педагогических кадров, в том числе при проектировании модели управления качеством образования в муниципальной территории, разработке программ межкурсового сопровождения педагогов.
12 Результаты исследования. Муниципальная территория характеризуется созданной и функционирующей образовательной средой как качественной характеристикой внутренней жизни населения. Качество данной среды определяется её возможностями решать конкретные задачи, которые перед ней ставятся муниципальным сообществом. Определение качества муниципальной образовательной среды происходит через оценку инструментария, с помощью которого решаются поставленные задачи; через анализ достигнутых эффектов в социальном, личностном и интеллектуальном развитии субъектов территории [9].
13 В основу разработки типологии мyниципaльныx oбpазoватeльныx cpeд нами положен принцип доступности качественного образования для разнообразных групп педагогического сообщества района, характеризующихся специфическими потребностями и индивидуальными запросами. Кроме того, нами учитывался уровень методической поддержки непрерывного образования, наличие в территории специальных служб, институтов и ресурсных центров. В результате учета вышеперечисленных характеристик были выделены следующие типы муниципальных образовательных сред:
  • муниципaльная oбpазoвательнaя сpедa с активным взаимодействием образовательной сети с различными образовательными организациями (создание образовательной среды путем информационного сетевого взаимодействия, что позволяет осуществить трансляцию инновационной практики и авторские образовательные продукты в педагогическое сообщество) [10];
  • муниципaльная oбpазoвательнaя сpедa с распределенной системой сопровождения непрерывного образования педагогов (образовательная среда включает методические и технологические службы и информационные центры, которые координируют сферы повышения квалификации педагога, что создает условия для внутрифирменного обучения кадров). Этот подход ориентирует на активное внедрение информационных и цифровых технологий в образовательную и самообразовательную деятельность педагога, на рефлексию и личный практический опыт в развитии его профессиональной компетентности. Такая среда способствует эффективной организации образования педагога на рабочем месте на основе развития его цифровой компетентности, а также повышает актуальность научно-методической поддержки и сопровождения, координирует и реализует образовательный потенциал муниципальных опорных площадок ресурсных центров на основе взаимодействия с образовательными организациями регионального и федерального уровней [10];
  • муниципaльная oбpазoвательнaя сpедa с кластерной системой поддержки педагогических кадров (развитие профессиональной компетентности педагогов строится в тесном партнерстве с представителями образовательно-производственной сферы). Данная среда муниципального района с развитым производством нацелена на формирование профессиональной компетентности преподавателей профессиональных образовательных организаций СПО на основе интеграции их учебной, производственной и научной деятельности. Дополнительным эффектом является возможность обучения и профессиональной переподготовки взрослых [10];
  • муниципaльная oбpазoвательнaя сpедa с широко развитым взаимодействием с Институтами повышения квалификации и дополнительного образования (рассматривается как сетевая структура, включающая активную совместную деятельность ИПК и дополнительного образования с муниципальной инновационной образовательной организацией с большим практическим опытом разработки и внедрения образовательных продуктов и высоким кадровым потенциалом для внутрифирменного обучения). Позитивными эффектами данного варианта является интегрированное, непрерывное и продолжительное во времени обучение и научно-методическое сопровождение педагогических работников на основе реальной практики [11].
14 Учет специфики муниципальных типов образования педагогических кадров предполагает реализацию и обеспечение качества поддержки и сопровождения непрерывного образования кадров, интеграцию формального и неформального образования, цифровизацию поддержки педагога и качества сетевого взаимодействия.
15 На основе применения этой методологии строится учет эффективности функционирования муниципальной среды поддержки и развития кадрового потенциала муниципалитета.
16 При раскрытии наиболее существенных наукоемких критериев развития кадрового потенциала в образовательной среде муниципальной территории мы руководствовались следующими критериями (по С.Г. Вершловскому) [12]:
  • критерий поддержки и сопровождения непрерывного образования. Определен в связи с парадигмальным подходом к взгляду на непрерывное образование, представляемое как пожизненный целостный процесс, в котором для педагога создаются возможности и условия углубления своих знаний, развития практических умений и учебно-познавательных способностей. Данный критерий определяет степень участия среды в поддержке личностного развития специалиста (К1);
  • критерий развития самостоятельности субъектов образования. Характеризует мотивацию субъекта на самообразование, предполагает самостоятельный выбор педагогом образовательного маршрута, его содержания, процесса и режимов обучения. К позитивным эффектам относим формирование внутренней ответственности педагога за собственную траекторию развития (К2);
  • критерий цифровизации образования. Приобретает все более значительное влияние в связи с новой парадигмой образования (цифровизация) и возникающими внешними условиями (пандемия). Ориентация на традиционный учебный процесс меняется в сторону дистанционных форм обучения и повышения квалификации педагогов, предполагающих их персонализацию [13]. Включает оценку использования цифровых средств, сетевых информационных технологий, гибких модулей электронных образовательных ресурсов (К3) [14];
  • критерий институционального сопровождения. Направлен на оценку эффективности деятельности институтов повышения квалификации. Рассматриваются такие показатели критерия, как способность института удовлетворять запросы педагогов из разных муниципальных систем образования, формировать их ценностное отношение к самостоятельному приобретения знаний, гибко и оперативно реагировать на новые вызовы (К4);
  • критерий единства формального, неформального и информального образования. Оценивает уровень интеграции разных видов образования, их взаимосвязь и обеспечение ими целостной системы непрерывного образования педагога во времени и пространстве (К5).
17 Интегративный критерий качества муниципальной среды развития педагогов (Кэф) можно описать формулой:
18 Кэф=К1+К2+К3++Кnn100% ,
19 где К1,….Кn – частные критерии, измеряемые по шкале в интервале [0;1];
20 n – количество критериев в данной системе оценки качества системы.
21 Выводы. Таким образом, для современного этапа становления муниципальной системы образования необходимо становление и развитие на данной территории специфической среды, создающей широкие возможности и комфортные условия для непрерывного развития педагога как личности и субъекта профессиональной деятельности.
22 Предложенная система оценки эффективности муниципальной среды поддержки и развития кадрового потенциала использует возможности квалиметрического подхода и определяется описанными выше критериями. Система является открытой и может быть дополнена иными критериями, учитывающими специфику той или иной муниципальной территории.
23 Для повышения оценки эффективности муниципальной образовательной среды необходимо проанализировать и выявить те внутренне не связанные элементы, которые препятствуют целостности системы, обосновать и спроектировать ее новую инновационную структуру. Данное проектирование возможно осуществить на основе результатов квалиметрического подхода, позволяющего выявить «белые» пятна в структуре того или иного критерия и усилить «западающие» компоненты. Существуют возможные риски при построении такой системы: постоянно и динамично меняющиеся запросы и потребности субъектов муниципальной образовательной среды, связанные с социальным и государственным заказами; недостаточное насыщение муниципальной среды образовательными программами, обеспечивающими преемственность и индивидуальность образовательной траектории непрерывного образования; низкий учет принципа персонализации обучения, опирающегося на образовательные личностные потребности, индивидуальные возможности, предшествующий учебный и профессиональный опыт; неразработанность инструментов стимулирования непрерывной образовательной деятельности педагога.

References

1. Azgal'dov G. G., Glichev A. V. Kvalimetriya – nauka ob izmerenii kachestva produktsii // Standarty i kachestvo. 2007. № 4. S. 62-63.

2. Komarova E. V. Kvalimetricheskij podkhod v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya spetsialistov sotsial'noj sfery: avtoref. dis…. d-ra ped. nauk. M., 2012. 42 s.

3. Panasyuk V. P. Rekomendatsii po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obrazovaniya v Leningradskoj oblasti: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: LOIRO, 2011. 122 s.

4. Koval'chuk O. V. Osnovnye idei, printsipy i polozheniya modeli munitsipal'noj obrazovatel'noj sistemy, orientirovannoj na kachestvennye parametry razvitiya. SPb.: ASTERION, 2008. S. 34-40.

5. Aleksandrova M. V. Stanovlenie kar'ery pedagoga v territorial'noj obrazovatel'noj sisteme: avtoreferat diss. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2007. 238 s.

6. Rezinkina L. V., Maron A. E. Razvitie munitsipal'noj pedagogicheskoj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh: monografiya. SPb.: LOIRO, 2015. 232 s.

7. Model' regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Kirovskoj oblasti (model' RSOKO) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/01/rsoko.pdf (data obrascheniya 17.01.2022. )

8. Rezinkina L. V. Kontseptual'nye osnovaniya i tekhnologii proektirovaniya munitsipal'noj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh: dis. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2016. 238 s.

9. Maron A. E., Rezinkina L. V., Moshtakov A. A. Kvalimetricheskij podkhod k otsenke kachestva podderzhki i soprovozhdeniya nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh kadrov: upravlencheskij aspekt // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4. S. 23-31.

10. Rezinkina L. V. Soprovozhdenie nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v munitsipal'noj territorii: dis. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2017. 246 s.

11. Rezinkina L. V., Maron A. E. Munitsipal'naya model' povysheniya kachestva nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh kadrov // Chelovek i obrazovanie. 2019. № 1(58). S. 72-76.

12. Vershlovskij S. G. Obrazovanie v sovremennom mire: slovar' kategorij. SPb.: LOIRO, 2010. 162 s.

13. Monakhova L. Yu., Panfilova L. G. Otkrytost' i dostupnost' – strategicheskie orientiry razvitiya sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov v usloviyakh tsifrovoj ehkonomiki // Chelovek i obrazovanie. 2020. №3(64). S. 27-32.

14. Martishina N. V., Grechushkina N. V. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy i trebovaniya k pedagogu // Obrazovanie i obschestvo. 2022. № 1(132). S. 3-10.

Comments

No posts found

Write a review
Translate