Project Activities Features for Schoolchildren with the Use of Website at It Lessons
Table of contents
Share
QR
Metrics
Project Activities Features for Schoolchildren with the Use of Website at It Lessons
Annotation
PII
S181570410020702-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Radevsky 
Occupation: Graduate student
Affiliation: A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
117-124
Abstract

The author of the article reflects on the trends in the development of general education system in Russia based on the adopted new standards and other regulations. The concept of project technologies and the potential for applying the activity approach and developing universal educational activities in the course of informatics and ICT are revealed. The purpose of the study, which results are described in detail, is development of the website as a basis for creating individual interdisciplinary projects for students and experimental testing of the effectiveness of the chosen approach when conducting a series of IT lessons with interdisciplinary content. The designed learning model using the website and educational practices aimed at developing the ability to use information resources and communication tools have shown intensive integration of knowledge from various fields (“metasubjectivity”).

 

Keywords
general education system, digital education, educational practices, website
Received
17.06.2022
Date of publication
04.07.2022
Number of purchasers
0
Views
178
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Введение. Безопасность цифровой образовательной среды, которая обеспечит учащимся современное общедоступное качественное общее образование, является приоритетным направлением Федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» национального проекта «Образование» [1, 2].
2 Активное привлечение информационных Интернет-ресурсов даёт возможность повысить результативность процесса получения знаний и создать положительную мотивацию у школьников к учебным предметам, стимулировать их участие в собственных проектах, которые могут быть реализованы на различных уровнях [3].
3 Особого внимания в курсе информатики и ИКТ заслуживает потенциал применения деятельностного подхода и развития универсальных учебных действий. Это связано с активным развитием предметной области знаний; наличием специальных технических средств (каждый учащийся имеет собственное рабочее место и в то же время имеет доступ к общим ресурсам); активной интеграцией знаний из различных областей («метапредметность»); характерными видами деятельности.
4 Информатика, как учебный предмет, даёт возможность улучшить продуктивность учебной деятельности, поддержать процессы, направленные на формирование умений учиться, выбирать собственный путь развития, образования и реализации полученных знаний.
5 Результаты. Как отмечает О. Яковлева, «ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям, таким как чтение и письмо [10]. ИКТ-компетентность формируется при изучении не только предмета «Информатика», но и всех предметов школьного курса, однако метапредметная направленность является его отличительной чертой.
6 В процессе изучения информатики формируются понятия: «объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «метод», «способ» и виды деятельности: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами» [9].
7 Именно способность к обучению является основным содержанием оценки метапредметных результатов образования. Для оценки метапредметных результатов учебного процесса предусмотрено выполнение заданий творческого и исследовательского характера, учебное проектирование, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений [6].
8 Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС, должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены общедидактические правила, объективность и единый подход. Внешняя оценка образовательных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и проводится специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности и не работающими в школе. Внутренняя система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы осуществляется в образовательном учреждении. Планируемые образовательные результаты фиксируются в образовательной программе учреждения и учитывают особенности реализации образовательного процесса в нём: состав участников, материально-техническое оснащение, кадровый потенциал, социальное окружение и др. Состав планируемых результатов может быть принят только после обсуждения в педагогическом сообществе с участием родителей и представителей общественности.
9 Определение фактических результатов освоения программ осуществляется путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, итоговой аттестации учащихся, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы их достижений. Диагностические материалы должны содержать объективную и сопоставимую информацию о достижении требований к освоению образовательных программ, которую можно получить только по завершении каждой ступени обучения, определенной стандартом (ФГОС); они должны включать контрольные испытания и пакет свидетельств о достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности (портфолио).
10 Оценка действий учащихся проводится на основе шкалы, отражающей три уровня: формальный, предметный и функциональный. На основании результатов оценки должны приниматься решения об освоении образовательной программы, определении образовательной траектории учащегося, оказании необходимой помощи в обучении и т.д.
11 Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано с активно развивающейся предметной областью знаний, наличием специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам), интенсивно развивающейся идеей «метапредметности», характерными видами деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.
12 Информатика, как школьный предмет, способна повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, помочь ему выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний [4].
13 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет высокие требования к результатам образования, к результатам освоения основной образовательной программы. Предмету «Информатика и ИКТ» вновь возвращено название «Информатика». ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям, таким как чтение и письмо.
14 Специальные технические средства, прежде всего персональный компьютер для каждого учащегося, а также задействованные в учебном процессе мультимедийное оборудование и оргтехника создают дополнительные возможности для обучения предмету «Информатика». Технические возможности организации урока в компьютерном классе создают особые условия для развития коммуникативных компетентностей. На уроках информатики обеспечивается изначальная высокая мотивация учащихся, приветствуются ответы с места, активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно значимого продукта [7].
15 В связи с актуальностью проблемы нами было проведено исследование, целью которого стала разработка веб-сайта как основы для создания индивидуальных междисциплинарных проектов учащихся и экспериментальная проверка его эффективности при проведении серии уроков по информатике с междисциплинарным содержанием [5].
16 На предварительном этапе исследования был осуществлён теоретический анализ программы, учебников и методических пособий по предмету информатика, а также психолого-педагогических и методических аспектов рассматриваемой проблемы. Проведены опрос и анкетирование преподавателей предметов информатика, математика, МХК ГБОУ СОШ №195 и наблюдение за ходом традиционного проведения уроков.
17 Анализ данных наблюдения и анкетирования учителей, успеваемости учащихся позволил выявить необходимость описания наиболее эффективных методических приемов повышения интереса и мотивации, в том числе и в направлении создания веб-сайта, стимулирующих учебно-познавательную активность школьников в процессе формирования метапредметных и предметных УУД.
18 Полученные данные показали, что в процессе формирования знаний педагоги в основном используют традиционные приемы и методы организации познавательной деятельности школьников, в результате средняя успеваемость учащихся в 3,6 балла даёт основания говорить об ограниченной эффективности используемых методик.
19 В ходе основного этапа исследования была проведена работа по разработке веб-сайта «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса». Были разработаны анкеты по работоспособности и оценке веб-сайта и рекомендации для учащихся. Созданы материалы различного содержания для наполнения веб-сайта «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса».
20 Для доработки веб-сайта были использованы материалы, полученные в результате наблюдений, интервьюирования и анкетирования учащихся.
21 Школьники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе учащимся были предложены темы проектов. С ними была проведена серия уроков по информатике с междисциплинарным содержанием и организовано их участие в конкурсе индивидуальных проектов по направлению «Информатика и математика в искусстве». В экспериментальной группе обучение проводилось с использованием веб-сайта «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса».
22 Для разработки цифрового урока были использованы материалы Федерального инновационного проекта «Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства», направленого на популяризацию нанотехнологий, естественнонаучного образования и технопредпринимательства среди школьников и учителей. Детальная информация о проекте представлена на сайте: >>>> . С использованием материалов сайта был разработан и проведен урок по теме «Искусственный интеллект» [8].
23 В контрольной группе обучение проводилось по традиционной методике.
24

В систематизированном виде серия уроков и их сопоставление с проектной деятельностью в экспериментальной группе представлены в таблице 1.

Таблица 1

25 Серия уроков по информатике
26
Тема урока по информатике Этапы выполнения проекта
1 Что такое моделирование Постановка проблемы
2 Системы, модели, графы Планирование работы
3 Способы поиска в Интернете Поиск информации
4 Хранение и обработка информации в базах данных Составление итогового продукта проектной деятельности и представление продукта
27

28 Рис.1. Диаграмма оценки личностного роста учащихся
29 Как видно на представленной диаграмме (рис.1), процент школьников в экспериментальной группе (8а класс), которые были вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, возросло до 84%. В экспериментальной группе 54% учащихся участвовали в олимпиадах и творческих конкурсах, в контрольной группе таких учеников было только 18%. Также в экспериментальной группе до 16% возросло количество учащихся, ставших победителями олимпиад, игр, соревнований, конкурсов в масштабе района, города, страны, тогда как в контрольной группе (8б класс) их всего 2%.
30 Критерии и показатели эффективности исследования представлены в Таблице 2.
31 Таблица 2
32 Критерии и показатели эффективности исследования
33

34 Примечание: 8 а – экспериментальная группа; 8 б – контрольная группа
35 Анкетный опрос об особенностях работы с веб-сайтом «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса» показал, что 83% учащихся понятен учебный материал, 93% учащихся, т.е. большинству опрошенных, была понятна последовательность работы над учебным проектом, у 96% учащихся не вызывал затруднения поиск материалов с применением ИКТ-технологий для проекта. По нашему мнению, такие высокие показатели объясняются тем, что веб-сайт использовался при фронтальном объяснении материала, а изображения на интерактивной доске пояснялись учителем, а также тем, что 98% школьников было интересно работать с веб-сайтом «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса». Это, по мнению интервьюированных, позволило расширить общее представление о компьютерах, у них появилась заинтересованность в получении знаний о художниках, картинах, о применении математических знаний в других областях знаний.
36 Так как на предварительном этапе исследовательской работы сами школьники приняли участие в обсуждении плюсов и минусов разрабатываемого сайта, то и показатели понимания материалов, размещенных на нём, оказались высокими – 92%, а 95% учащихся выбрали бы работу с веб-сайтом.
37 Нам было важно создать ситуацию успеха для каждого ученика в процессе проектной и исследовательской деятельности, так как это позволило повысить не только мотивацию к учению, но и самооценку. Успех для школьников – это источник внутренних сил для преодоления трудностей и поддержания желания снова побеждать. Об этом говорят и результаты участия учащихся ГБОУ СОШ 195 Санкт-Петербурга в конкурсах и конференциях в 2021 г.: 3 победителя конкурса Всероссийского уровня.
38 Опрос учащихся экспериментальной группы показал, что работа над проектом «Информатика и математика в искусстве» принесла многим из них удовлетворение, позволила почувствовать себя творческой личностью, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
39 Несомненным достижением проведения уроков по информатике с междисциплинарным содержанием с использованием веб-сайта «Информатика и математика в искусстве: загадка линий Анри Матисса» стало участие большинства учеников экспериментального класса в работе над учебным междисциплинарным проектом. Так, 84% учеников в 8а классе (экспериментальная группа) были привлечѐны к исследовательской и проектной деятельности, тогда как в 8б классе (контрольная группа) только 31%.
40 По нашему мнению, это привело и к увеличению числа школьников, которые не только приняли участие, но и стали победителями в конкурсе индивидуальных проектов с междисциплинарным содержанием, в масштабе страны до 16% в 8а (экспериментальная группа) по сравнению с 2% в 8б классе (контрольная группа).
41 Заключение. На основании полученных данных можно говорить о том, что в ходе проектной работы у учащихся удалось сформировать компетенции проектирования, автономность и совместимость, то есть появился опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, возрос интерес к предметам информатика, математика, мировая художественная культура; увеличился уровень активности, самостоятельности школьников, повысилось качество знаний, сформировались умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.
42 Таким образом, ФГОС ООО устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в которой информатизация является одной из главных частей. Рассмотрение основных особенностей ИКТ в образовании в соответствии с новыми образовательными стандартами свидетельствует о том, что информационно-коммуникативные технологии являются эффективным инструментом обучения и познания.

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (redaktsiya ot 02.07.2021). [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru (data obrascheniya: 11.04.2022)

2. Federal'nyj proekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (data obrascheniya: 11.04.2022)

3. Dautova O. B., Krylova O. N. Uchebnye issledovaniya i proekty v shkole: Knigi po vvedeniyu FGOS v srednem obschem obrazovanii. SPb.: Izd-vo Karo, 2020.208 c.

4. Individual'nye issledovatel'skie proekty: Tekhnologii organizatsii deyatel'nosti, 10- 11 klassy. /Lebedeva M.B., Sokolova E. A.. SPb.: Karo. 2020. 112 s.

5. In'kova N. A. Sozdanie veb-sajtov: Uchebno-metodicheskoe posobie [Ehlektronnyj resurs] / In'kova N.A., Zajtseva E.A., Kuz'mina N.V, Tolstykh S.G. // Rezhim dostupa: http://club-edu.tambov.ru/methodic/fio/p5.doc (data obrascheniya: 10.04.2022)

6. Lebedeva M.B. Obrazovatel'nye tekhnologii: terminologiya i soderzhanie [Ehlektronnyj resurs].// Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-tehnologii-terminologiya-i-soderzhanie (data obrascheniya: 17.04.2022)

7. Noskova T.N. Didaktika tsifrovoj sredy:monogr. SPb.: Izd-vo RGPU im.A.I.Gertsena, 2020. 384 s.

8. Radevskij A.V. Iz opyta uchastiya v konkurse urokov Federal'nogo innovatsionnogo proekta ”Vserossijskaya shkol'naya nedelya vysokikh tekhnologij i tekhnopredprinimatel'stva” /Noosfernaya paradigma razvitiya kak osnova stanovleniya noosfernogo obrazovaniya i vospitaniya v Rossii XXI veka. Koll. monogr. /sost Subetto A.I. SPb.: Asterion, 2020. S.72-77.

9. Standarty vtorogo pokoleniya. Proektnaya deyatel'nost' v osnovnoj i starshej shkole. M.: Prosveschenie, 2011. 342 c.

10. Yakovleva O. Designing an electronic communication resource: A practical experience of shaping advanced professional competencies for future teachers // Ceur workshop proceedings [Text]: Proceedings of the XIV International Conference «New Educational Strategies in Modern Information Space», Saint-Petersburg, April, 16, 2019. 2019. Volume 2401. P. 85-96.

Comments

No posts found

Write a review
Translate